Наши читатели, наверное, уже привыкли, что в ГАРТ регулярно появляется информация Госкомстата о развитии производства напитков в России. Извлекались эти данные из Интернета, но на этот раз свежей статистики мы не обнаружили, зато в процессе поиска этой информации нашли новости, которые могут оказаться не менее интересными.
ПИВО
Лет 15 назад, во время дефицита пива, никто, наверное, не мог даже предположить, что крупнейшие мировые производители этого напитка станут строить в России новые заводы и инвестировать серьезные деньги в борьбе за свою долю российского рынка. Конец февраля и март 2002 г. оказались достаточно богатыми на новости, связанные с производством пива.
«Балтика» - самый известный российский брэнд - в 2001 г. вышел по объему продаж на четвертое место в Европе. Всего произведено 1,4 млрд л, что на 32% больше, чем в 2000 г. (Желающие могут ориентировочно прикинуть необходимые производственные мощности для печати этикеток этой марки.) Доля пива «Балтика» на российском рынке составила 22,5% (по сравнению с 20,1% в 2000 г.) Безусловное лидерство, если учесть, что ближайшие конкуренты отстают по объемам продаж почти в три раза. Объем капиталовложений в компанию составил 115 млн долл., начато строительство заводов в Самаре и Хабаровске.
Интересно, что пиво «Балтика» пьют не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. За прошедший год объем экспорта увеличился в четыре раза и составил 41 млн л.
Повышение импортных пошлин коснулось самых разных товаров, в том числе и алюминиевых банок для розлива пива. Внезапно выяснилось, что приблизительно 5,6% всего производимого в России пива разливается в алюминиевые банки, причем, более половины этого объема составляет баночная «Балтика». С введением пошлин пивоварам придется использовать алюминиевые банки российского производства.
Крупнейший в Европе производитель пива - голландская компания Heineken - приняла решение купить питерский пивзавод «Браво», основная продукция которого - пиво «Бочкарев». Сумма сделки - 400 млн долл. Это событие пивной отрасли вызвало разную реакцию у участников рынка, хотя слухи о продаже завода ходили уже давно. Основатели «Браво» - два исландских бизнесмена - в 1993 г. вложили в строительство завода около 100 млн долл. Первые бутылки «Бочкарева» появились только через шесть лет - в 1999 г. Объем производства пива на заводе «Браво» составил в 2001 г. 230 млн л. Сумма сделки оценивается аналитиками как слишком высокая, но представители Heineken считают, что не переплатили. По их оценкам, через несколько лет Россия выйдет на пятое место по производству пива в мире.
Сделка будет завершена только через год, и к этому моменту объем производства «Браво» должен достигнуть 520 млн л. Видимо, Heineken собирается укрепить свои позиции на российском рынке, где доля ее пива, которое в России не производится, составляет пока всего 0,02%.
Очень скоро после поступления информации о выходе на российский рынок компании Heineken последовало и другое событие. Второй в Европе после Heineken производитель пива - британская Scottish&Newcastle тоже сделала инвестиции в российскую пивоваренную отрасль. Для этого англичанам пришлось приобрести финского пивовара Hartwall за 1,7 млрд долл. Одной из главных причин покупки стало то, что Hartwall - один из владельцев Baltic Beverages Holding (ВВН), производителя «Балтики».
Также в конце марта было объявлено о том, что «Саранская пивоваренная компания» (СПК) при содействии специалистов фирмы «Интербрю» из бельгийского города Лёвена завершила реконструкцию варочного производства. Новое европейское оборудование позволит СПК довести выпуск одной из самых популярных в России марок пива «Толстяк» до 28,3 млн л в год. СПК входит в состав второго по величине производителя пива в России - холдинга «САН Интербрю Лимитед». На Украине этот производитель пива - крупнейший, а суммарный объем по двум странам составляет 960 млн л в год.
ВОДКА
Объем производства ликероводочной продукции крупнейшего российского производителя - завода «Кристалл» - увеличился за 2001 г. на 19% и составил 103,9 млн л. В середине прошлого года, после того, как владелец торговых марок российских водок «Столичная», «Московская» и «Русская» - ЗАО «Союзплодимпорт» - перестал заказывать «Кристаллу» производство своей продукции, идущей на экспорт, предприятие начало самостоятельно экспортировать водку. «Кристалл» заказал британской фирме Identica разработку собственного брэнда.
Интересно, что именно Identica в свое время разработала по заказу «Руст Инк.» водку «Русский стандарт», которая, как считается, имеет успех как на российском, так и на европейском рынке. Кстати, тот же самый «Руст» 10 лет занимался дистрибьюцией на российском рынке продукции компании Bacardi-Martini. В России основные объемы продаж напитков этого производителя приходились на вермут Martini. В начале февраля 2002 г. стало известно, что теперь Bacardi-Martini займется продажами на российском рынке самостоятельно - через принадлежащую ей компанию.
МНЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
|
Завод «Топаз» был построен в 1995 г. и уже через несколько лет догнал, а по некоторым параметрам обогнал ведущие ликероводочные предприятия России.
Продукция завода оформлена этикетками, изготовленными на качественной бумаге с применением сложной вырубки и конгрева. Это не только делает ее узнаваемой, но и служит серьезной защитой от подделок.
Раньше этикетки заказывались за рубежом, но сегодня все они печатаются в Москве и Подмосковье. Типографии выбираются по нескольким критериям: качество изготовления (точность вырубки, соответствие цветовой гаммы); четкое соблюдение сроков; стоимость. Этикетки разрабатываются как сторонними, так и штатными дизайнерами. Маркетинговая политика «Топаза» - не оставлять без внимания новые веяния рынка, в том числе в области полиграфических и художественных решений. |