|
Виктор
САМОЛОВОВ
«Акзо Нобель Инкс»
Руководитель
представительства
|
ГАРТ: Виктор, как развивается рынок этикеточной продукции?
В. С.: С ростом рынка растут и требования заказчиков к качеству. И транснациональные компании, и окрепшие российские предприятия очень щепетильны в этом вопросе. Поскольку у них нет пока опыта долговременных взаимоотношений с российскими производителями этикетки, подавляющее большинство из которых не имеет сертификатов ISO, нет и большого доверия к качеству. Чтобы завоевать доверие и заказы, печатать этикетки российским типографиям приходится с очень высоким качеством. В результате получается, что российская этикеточная продукция в среднем имеет более высокий уровень, чем произведенная в Европе.
Нельзя забывать и о том, что на рынке ожесточается конкуренция - растет число типографий, они соревнуются в качестве между собой, что также влияет на общее состояние рынка. Многие этикетки, производимые в России, лучше зарубежных с точки зрения и дизайна, и исполнения, и сложности применяемых технологических процессов.
Подчас производители этикеток вынуждены использовать более дорогие и качественные расходные материалы. Например, на рынке УФ-красок для флексографской печати этикеток борьба раньше шла только по цене. Кроме нее клиентов практически ничего не интересовало. Поэтому мы завозили относительно недорогие серии красок - стандартную триаду. А теперь все больше и больше растет спрос на более дорогие краски, например, с высоким содержанием пигментов.
Следующий шаг, к которому мы готовы - флексографские УФ-краски со слабым запахом, что важно для пищевой промышленности.
ГАРТ: Какие типы красок пользуются наибольшим спросом?
В. С.: По-прежнему в лидерах УФ-краски для флексографии. Немного вразрез с европейскими тенденциями в последнее время в России растет интерес к высокой печати.
Все больше продукции печатается комбинированными способами: флексография плюс трафарет, высокая печать плюс трафарет. Поэтому основные объемы продаж наших красок для печати этикеток на сегодняшний день приходятся на УФ-краски для флексографской, высокой и ротационной трафаретной печати.
Тем не менее, объем продаж водных красок для узкорулонной флексопечати тоже не снижается. Они у Akzo Nobel - объективно одни из лучших в мире: если продукция печатается на бумаге и лакируется УФ-лаком, то оттиски, отпечатанные УФ- и водной краской сможет отличить только хороший специалист. Недавно один из наших российских клиентов печатал водными красками пробы с линиатурой 1000 л/дюйм. Ему нужно было повторить продукцию, которая печаталась раньше глубоким способом.
А вот спиртовые краски для самоклеящейся этикетки мы вообще не предлагаем, потому что по любым материалам, которые применяются для этого вида продукции, можно работать нашими водными красками.
ГАРТ: У Ваших красок в секторе узкорулонной печати очень хорошие позиции. Как Вы оцениваете свою долю рынка?
В. С.: Можно сказать, что большинство качественных этикеток на узкорулонных машинах по-прежнему печатается нашими красками. Но у типографий на сегодня как минимум два поставщика краски, и для некоторых из них мы - не первый поставщик, а второй.
Сам рынок красок для узкорулонной печати растет высокими темпами. Каждый год объем продаж у нас увеличивается на 20–30%. Надо отметить, что наши конкуренты, которые до некоторого времени российский рынок игнорировали, начали действовать более активно. Пока это еще не конкуренция, но, видимо, все впереди. Во многом нам помогает то, что наши главные конкуренты имеют по
несколько фабрик в Европе - для производства разных видов краски, а также несколько, порой разобщенных, каналов продаж в России.
Сегодняшняя система сбыта красок Akzo Nobel Inks в России наиболее эффективна - это продажи крупным заказчикам напрямую, чему отчасти способствует близость наших производств к российской границе, а также через наших партнеров - компанию ArtMark Label Systems, которая занимается красками для узкорулонной печати, и компанию PrintHouse, нашего дилера по краскам для офсетной печати.
ГАРТ: У Вас изменилась должность?
В. С.: Да, произошли организационные изменения, причем, не только в российском представительстве. Akzo Nobel Inks теперь не входит в состав «большого» Akzo Nobel, а является самостоятельной компанией, которой владеет руководство и один из европейских инвестиционных фондов. Такой шаг вызван необходимостью укрупнения бизнеса. На европейском рынке производителей красок сегодня очень много игроков, причем, многие - небольшие частные компании. Можно предположить, что будут происходить слияния и поглощения.
Что касается российского рынка, то не так давно здесь зарегистрировано представительство - «Акзо Нобель Инкс» - руководителем которого я и являюсь. Мы планируем расширяться, переехать в другое, более просторное помещение, ищем новых сотрудников. У нас очень большой ассортимент красок для разных сегментов рынка и довольно амбициозные планы.
Рынок растет, и наше технологическое сопровождение, оставаясь на сегодняшний день одним из лучших на рынке, уже не совсем соответствует его потребностям. Поэтому в наших планах, в частности, расширение штата технологов и создание здесь хорошо оснащенной лаборатории, в том числе с качественным пробопечатным оборудованием.
ГАРТ: Считается, что флексокраски можно пробовать буквально кисточкой.
В. С.: Если разговор идет о точном попадании в цвет, то «кисточка» не поможет. Нужно пробопечатное устройство, а для УФ-красок еще и сушка, и электронные аналитические весы с точностью до четвертого знака для оценки количества нанесенной краски. Только тогда можно делать более или менее точный подбор цвета для конкретного анилоксового вала.
ГАРТ: Насколько часто приходится делать смесевые краски при печати этикеток?
В. С.: Достаточно часто, ведь все больше предприятий использует «фирменные» цвета в дизайне своих этикеток. Для ручного смешивания красок в небольших объемах, которые требуются для печати этикеток, мы поставляем специальные цифровые весы с компьютерным интерфейсом и программный продукт THink 2000. В него уже заложены базы данных с рецептурами для разных цветов Pantone по большинству серий для узкорулонной печати.
Причем, это не цифры, списанные с «офсетного веера», а проверенные в лаборатории на фабрике рецептуры. Их можно менять, создавать новые, существуют очень удобные опции для администрирования системы, архивирования, учета возвратных красок и пр.
А сам процесс смешивания идет вручную. Компьютер только подсказывает, какой компонент сейчас необходимо добавить и в каком количестве, следит, что если перелили второго компонента, то нужно добавить первого и т. д.
Конечно, для того, чтобы смешивать краску в больших объемах, требуются более серьезные станции смешивания, но потребление краски у типографий, печатающих самоклеящуюся этикетку, небольшое. Поэтому установить такую систему можно, но только одну на несколько типографий. Я полагаю, что в перспективе сервис по смешиванию наших красок для узкорулонной печати в Москве появится.