|
Татьяна
ДРОФА
ArtMark Label Systems
Менеджер отдела расходных
материалов
|
ГАРТ: Татьяна, расскажите немного о компании ArtMark Label Systems. С чего все начиналось?
Т. Д.: В прошлом году мы отмечали десятилетие фирмы. Начиналось все с поставок оборудования компании Markem для горячего тиснения. С ним продавали и расходные материалы. Потом стали торговать порезанными рулонными материалами Fasson, которые также приобретали через Markem. А пять лет назад сами купили машину для резки рулонных материалов, которую установили в Москве. Она была первой на рынке, и мы даже успели поставить вторую еще до того, как такие машины появились у других.
На сегодняшний день мы являемся эксклюзивным поставщиком рулонных материалов Fasson, которые производятся фирмой Avery Dennison.
ГАРТ: В последнее время эта компания ведет достаточно агрессивную политику на мировом рынке. Как это отражается на России?
Т. Д.: Да, Avery Dennison активно приобретает европейских производителей самоклеящихся материалов. И, если ситуация с покупкой компании Jacksta¬dt пока еще полностью не прояснилась (хотя в это вложено уже много денег и сил), то про другого производителя можно заявлять уже уверенно - с 2003 г. мы начинаем эксклюзивно поставлять на российский рынок рулонные материалы Adespan.
ГАРТ: Сколько у Вас сейчас машин для резки?
Т. Д.: Четыре: две в Москве, одна - в представительстве в СПб, а четвертая установлена месяц назад в представительстве в Ростове-на-Дону.
ГАРТ: Неужели там печатников этикетки достаточно для того, чтобы установка машины была экономически оправдана?
Т. Д.: Да, в этом регионе сейчас все очень быстро развивается. Если некоторое время назад была одна большая фирма, то за последнее время в разных городах этого региона было установлено еще семь новых машин для печати этикетки.
ГАРТ: Как распределяются продажи самоклеящихся материалов по регионам?
Т. Д.: Крупных рынков два: около 50% от всего объема мы продаем на московском, а порядка 20% - в СПб.
ГАРТ: Многие считают, что ArtMark имеет самую большую долю российского рынка рулонных материалов.
Т. Д.: Мы ее оцениваем в 35–40%. Надо отметить, что конкуренты в последнее время работают все активнее и активнее, да и сам рынок становится очень большим.
ГАРТ: Как Вы оцениваете суммарный объем российского рынка рулонных самоклеящихся материалов?
Т. Д.: Рынок продолжает расти очень высокими темпами. В 2001 г. рост составил 60%, а в 2002 - будет не менее 40%. По нашим оценкам, в 2002 г. его общий объем составит от 80 до 90 млн м2. Правда, пять лет назад, когда мы начинали работать, рынка практически не было. Затем год от года его объемы увеличивались в несколько раз. Мы не ожидали такого роста, когда арендовали наш первый склад. Даже возникали мысли: зачем нужны такие большие площади? Теперь нам тесно уже на втором складе, который в несколько раз больше первого.
Рынок самоклеящихся материалов растет, в основном, за счет наращивания мощностей тех типографий, которые на нем уже закрепились. Новые фирмы, которые покупают узкорулонные машины, некоторое время пытаются работать на рынке самоклеящейся этикетки, но потом часто уходят в упаковку.
ГАРТ: Оцените, пожалуйста, доли бумаги и пленки, а также специальных и «экзотических» материалов?
Т. Д.: Я могу говорить только о нашем объеме. В нем около 30% составляют пленки, и рост объемов их продаж в 2001 г. был намного более высоким, чем бумаг. Если говорить о других материалах, то их доля очень невелика. У нас 10 видов материалов - это 95% продаж.
Правда, на сегодняшний день очень большой рынок - самоклеящаяся бумага для термопечати. В любом супермаркете есть автоматические весы, которые печатают чеки на такой бумаге. Ее у нас покупают те, кто печатью не занимается - просто надсечка, удаление облоя и разрезка на еще более узкие рулоны.
ГАРТ: А специальными материалами для производства региональной акцизной марки Вы не занимаетесь?
Т. Д.: Для некоторых регионов акцизная марка печатается на «обычных» материалах, которые мы поставляем. Если же говорить о бумаге со специальной защитой, то нам пришлось поработать, когда вводилась региональная марка. Мы приглашали производителей в Англию, шли переговоры с Avery Dennison. Все были заинтересованы, но в конце концов встал вопрос цены и, может быть, наши цены оказались не самыми низкими.
Тем не менее, я хочу отметить, что Avery Dennison отличается очень быстрой реакцией на изменения рынка и стремится работать с перспективными потребителями самоклеящихся материалов. Для них изобретаются и оригинальные материалы, и специализированные клеи. Одно из последних достижений - бумага, полностью растворяющаяся в воде. Видимо, был клиент, которому потребовался такой материал.
Кстати, Стэнтон Авери - человек, который придумал в 1936 г. самоклеящуюся бумагу.
ГАРТ: Каковы, на Ваш взгляд, дальнейшие перспективы развития рынка?
Т. Д.: Сегодня все, и мы, и конкуренты, думают о регионах. Западная Сибирь - это одно из наиболее вероятных продолжений.
ГАРТ: Кроме самоклеящихся материалов, чем еще занимается сегодня ArtMark Label Systems?
Т. Д.: Мы поставляем оборудование и материалы для производства этикеток и этикетирования продукции. У нас эксклюзивное соглашение с немецкой фирмой Kocher+Beck - производителем высечных цилиндров и ножей. Мы также эксклюзивно представляем в России аппликаторы этикеток компании Schaffer Etiketten. Продолжаем сотрудничество с Markem - поставляем струйные принтеры для печати на этикетках и упаковке. ArtMark является дилером Akzo Nobel Inks - мы поставляем краски этой фирмы для рулонной печати.
Кроме того, у нас серьезный инженерный отдел, который занимается разработкой и производством различных машин, часть компонентов для которых покупается за границей. В частности, наши «перемотчики» - устройства для перемотки, контроля качества и продольной разрезки на маленькие рулоны с различными втулками - работают практически во всех типографиях. В прошлом году было продано более ста единиц такого оборудования.