GART
Издательство «Курсив»Хрустальный марзанФлексо плюсПакетКурсивГартИздательство <Курсив>
 

Обложка текущего номера


 
Архив
 
Поиск
 
Обсуждение
 
Об издании
 
Подписка
 
Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">
Тема номера

Григорий
Викторович
КОЖЕВНИКОВ
Издательство «Терра»
Генеральный 
директор

ГАРТ: Григорий Викторович, расскажите нашим читателям о «Терре». С чего все началось?

Г. К.: «Терра» - одно из первых частных издательств в России. В декабре 1989 г. был организован единый издательский центр, а с 1997 г. «Терра» была преобразована в холдинг. В нем каждый занимается своим делом: «Терра-книжный клуб» работает с массовым читателем, издательство «Терра» - с элитным. Есть еще ряд специализированных издательств, полиграфия и много чего другого.

Сейчас ситуация такова: «Терра-Книжный клуб» является одной из основных издающих организаций в структуре холдинга «Терра». Это аналог западных книжных клубов, созданный по подобию «Бертельсманн клуба». Наш клуб объединяет около двух миллионов читателей по всей территории России. Раз в квартал выходит журнал, по которому члены клуба знакомятся с книгами и заказывают их с доставкой по почте. Но есть и сеть филиалов, сейчас их около 30.

ГАРТ: Но содержать такую сеть распространения довольно накладно?

Г. К.: «Терра» всегда выпускала относительно дорогие массовые издания высокого качества. Нас до сих пор ругают за то, что уровень наших цен несколько выше среднего на рынке, но ведь и переплетные материалы другие, и полиграфическое исполнение более качественное. У «Терры» всегда была ставка на твердый переплет, суперобложку, упаковку каждой книги в термоусадочную пленку (кроме нас этого никто в России не делает), хотя попытки делать мягкую обложку тоже предпринимались. Но это не наши каналы реализации - лотки у метро, супермаркеты...

Кроме того, один из принципов «Терры» - не опускаться до «бульварщины». Наряду с классикой мы издаем и детективы, и фантастику, и фэнтэзи, но все это - достойного литературного уровня. Тиражи книг в мягком переплете резко упали. Если раньше тираж в 100 тысяч считался нормальным, то сейчас 20 тысяч - уже хорошо. Сейчас вообще редко заказывают большие тиражи, поэтому полиграфисты переходят к малотиражным технологиям - тираж в 5 тысяч уже считается серьезным.

ГАРТ: А свое производство у вас есть?

Г. К.: Как правило, мы печатаемся на Ярославском полиграфкомбинате.

ГАРТ: Но ведь после раздела у «Терры» остался небольшой пакет, а основной владелец - Бертельсманн?

Г. К.: Если не вдаваться в детали, то влияние «Терры» там достаточно сильное - 49,9% пакета акций. С Бертельсманном у нас тесное сотрудничество с начала 1995 г., потому что изначальной установкой «Терры» было качество книг, а российская полиграфия его, к сожалению, не обеспечивала, и даже сейчас не совсем обеспечивает. Это касается даже не самой печати (мы говорим о черно-белых книгах), а в первую очередь переплетных работ.

ГАРТ: Вы же не хотите сказать, что все печатаете в Ярославле?

Г. К.: Сейчас практически все. Дело в том, что до 1998 г. мы печатали основной объем книг в Германии. И черно-белые, и цветные. Но потом стало тяжело - там высокий уровень цен, к которому наш потребитель не готов. Выбор Ярославского полиграфкомбината как производственной базы связан не только с тем, что он - часть холдинга «Терра», а прежде всего с качеством. У нас жесткие требования, и на комбинате к ним привыкли, не «кривятся», как в других типографиях, где даже бесполезно объяснять, что каптал должен быть хорошего качества, не лохматиться по углам. То же самое касается обжима переплета, конструктивной формы, материалов. Книга должна «лежать» в руке.

ГАРТ: Считаете, что это принципиально? При современном темпе жизни книги читают быстро, и, как правило, не перечитывают.

Г. К.: Наш, «терровский» покупатель приобретает книгу еще и для домашней библиотеки. Из плохо оформленных книг библиотеку не составишь, поэтому пропадает сам смысл их покупки.

ГАРТ: Расскажите подробнее об издательстве «Терра».

Г. К.: Раньше мы выпускали до 60 книг в месяц. А с 2001 г. поделили функции: с массовой литературой работает «Терра-Книжный клуб», о котором я упоминал в начале беседы, мы же стали заниматься новой программой - «Книжный клуб Monplaisir» - издаем книги супердорогие, суперкачественные, для состоятельных людей. Немассовая программа, тиражи -100–200 экз., нумерованные... Вплоть до того, что на книге указывается, кто ее владелец.

ГАРТ: И это главный вид бизнеса?

Г. К.: Для издательства «Терра» сейчас - да, хотя мы еще работаем совместно с одним из издательств концерна Бертельсманн над глобальным проектом новой большой энциклопедии в 15 томах с мультимедийными продолжениями. Но это ближайшее будущее.

В последнее время основной нашей работой был поиск достойных людей, которые могли бы войти в клуб Monplaisir. Наша продукция этого года - это ряд факсимильных изданий редчайших книг: «Житие Сергия Радонежского» - рукописная книга 1592 г., «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» - конца 18 в. Это попытка воспроизвести лучшие образцы полиграфии прошлого. А «Мир Данте», например - это стилизация, переплетная, по крайней мере, под эпоху Возрождения. Одновременно есть попытки воплотить современные дизайнерские решения, скажем, «Республика ШКИД».

ГАРТ: И это все для круга из 200 человек?

Г. К.: Да. Это вписывается в структуру рынка, поскольку российский книжный бизнес сейчас дифференцируется. Массовый рынок уже насыщен предложением, и даже перенасыщен.

ГАРТ: Честно говоря, это несколько неожиданно.

Г. К.: Руководство «Терры» всегда отличалось необычными поступками.

У нас еще в начале 90-х гг. был опыт издания элитных книг. Основоположник издательства, С. А. Кондратов, затеял тогда репринтное издание «Брокгауза и Ефрона» - энциклопедического словаря в 86 томах. Тираж по тем временам небольшой - всего 1 тыс. экз. Многие библиотеки, в том числе и зарубежные, подписались на него, потому что старая энциклопедия «уходит» - истирается, рассыпается. А этот словарь - один из лучших фактологических источников по русской истории.

Мало кто тогда верил, что это можно сделать на Ярославском полиграфкомбинате. Тем не менее, были даже подобраны переплетные материалы, очень близкие по виду к переплетам конца 19–начала 20 вв.

ГАРТ: Наверное, очень сложно найти переплетчиков, которые могут такое делать?

Г. К.: У нас была одна книга - факсимильное издание «Путешествие цесаревича на Восток». Готовили ее к визиту Б. Н. Ельцина в Японию - тогда не состоявшемуся. Так вот, мы это издание воспроизвели - и кожу нашли российскую, и бумагу специальную сварили. А переплетчики были с Ярославского полиграфкомбината. К сожалению, сейчас работает всего одна из них. Ее даже не отпускают на пенсию. Есть современные мастера, но они - другие, мануфактурный вид книге придать не могут.

ГАРТ: Наверное, это не единственная сложность?

Г. К.: С переплетом и с картинками еще понятно, а вот когда идет текст - тут проблема. Когда его набирали вручную, он был пляшущим. Сейчас этого не воспроизвести. Конечно, компьютерщики говорят, что все возможно. Другой вопрос: нужно ли это?

ГАРТ: Сколько человек работает в издательстве?

Г. К.: Штатных сотрудников в «Терре» совсем немного. Главный художник, главный редактор, директор... Остальные привлекаются по договорам. Это нормальная структура современного частного издательства. Только государственные еще держат большие штаты. В «Терра-книжный клуб», например, при выпуске 40–60 книг в месяц работают всего два редактора, плюс главный редактор, плюс редактор журнала «Книжный клуб».

ГАРТ: Как же они справляются с такими объемами текста?

Г. К.: Дело в том, что представление о редакторе как только о «литературном правщике» в издательском мире давно ушло. В большей степени редактор - организатор издания.

Есть и редакторы, которые работают по договору, так же как и корректоры. А в штате - в основном организаторы, отслеживающие путь каждой книги. Многие современные авторы категорически не воспринимают правку, а править классиков - вообще бессмысленно. Но есть авторы, которые любят работать с редактором, и не просто с любым, а с конкретным, и из-за этого печатают книги только в «Терре».

ГАРТ: Насколько прибыльно книгоиздание сегодня?

Г. К.: Несколько лет назад этот бизнес был более прибыльным, чем сейчас. К 1993–94 гг. эти дикие «золотые времена» минули. Очень здорово подкосил с тиражами крах «Союзкниги» - оптовой организации, которая распространяла издания по всей территории Советского Союза. Сейчас каждый издатель работает с книготорговцами самостоятельно. Нет такого оптовика, который бы взял сразу весь тираж, а «Союзкнига» брала. Тираж в 100 тыс. экз. растворялся без остатка.

ГАРТ: Но хоть части разрушенной системы остались?

Г. К.: Когда мы открывали торговые филиалы «Терры», мне пришлось объехать 60 городов по всей стране. Я смог убедиться, что книжная торговля практически рухнула. Если раньше в городе было 30 книжных магазинов, то сейчас осталось три.

ГАРТ: Но ведь в Москве существуют крупные книжные магазины с большим оборотом. «Библио-Глобус», например.

Г. К.: Да, его директор даже жаловался, что из-за недостатка площадей они никак не может организовать такой поток покупателей, чтобы они могли легко попасть к книжным полкам. Это очень крупный магазин, с которым издатели работают с большим удовольствием. Но все равно - магазин, а не опт.

ГАРТ: Давайте поговорим о цене и себестоимости книги. Что с ними сейчас происходит?

Г. К.: Проблема российского книжного бизнеса заключается в том, что по себестоимости наши книги практически сравнялись с западными, если считать полиграфическое производство и материалы. Единственное, где еще есть выигрыш - это гонорарная часть и допечатная подготовка. А цена, за которую потребитель может купить книгу, на порядок ниже, чем на Западе. Пока цена на книгу не поднимется хотя бы до половины от принятой в мире, книгоиздание в России не будет высокоприбыльным бизнесом.

ГАРТ: Но ведь этого, наверное, не случится никогда?

Г. К.: Наш опыт показывает, что покупатель понимает, за что он платит деньги. По нашей статистике и по тому, что мы знаем о других издательствах, объем продаж дорогих книг не уменьшился. Падают продажи дешевых, которые напечатаны плохо, на низкокачественных материалах и по содержанию такие же.

Относительно дорогая литература - 600–1000 руб. (цветная печать, хорошая бумага) как продавалась, так и продается в тех же количествах.

ГАРТ: Как восприняли введение НДС?

Г. К.: Мы убеждены, что хорошая книга должна стоить дорого, поэтому не вижу причин, почему бы издательскому миру не иметь тот же НДС, что и другим производителям в России.

ГАРТ: Каковы перспективы книжного бизнеса в России?

Г. К.: Куда мы без книги денемся? Другое дело, что нужна какая-то государственная программа по книгоизданию. Есть варианты, как все это можно сделать. Оснастить типографии современной техникой и т. д. При Столыпине ведь создали аграрный банк.

ГАРТ: Вы предлагаете создать «полиграфический банк», который будет поддерживать типографии?

Г. К.: Почему бы и нет? На самом деле, не такие большие деньги. А с другой стороны, издатели сами к этому придут и сами разберутся, когда негде будет печатать книги. Рынок сам все регулирует, только желательно, чтобы это регулирование проходило с некоторым опережением.

 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">


© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены.
Перепечатка возможна только с письменного разрешения издательства