GART
Издательство «Курсив»Хрустальный марзанФлексо плюсПакетКурсивГартИздательство <Курсив>
 

Обложка текущего номера


 
Архив
 
Поиск
 
Обсуждение
 
Об издании
 
Подписка
 
Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">
Тема номера

Александр
АМАНГЕЛЬДЫЕВ
Издательство
«Курсив»
Генеральный
директор

КНИГОИЗДАНИЕ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

В социалистические времена мы были едва ли не первыми в мире по выпуску книг. Недаром Советский Союз считался самой читающей страной в мире. На нескольких крупных полиграфических предприятиях процесс производства книг был тогда отлажен до совершенства. Причем, по количеству книг в твердом переплете и качеству их исполнения мы тоже были «впереди планеты всей». Поражали, например, следующие возможности (к которым автор этих строк имел некоторое отношение): за одну ночь материалы очередного съезда партии превращались в книгу в переплете (!), и уже утром ее можно было купить в книжном магазине или киоске «Союзпечать». Боюсь, что ни одно западное издательство не было на это способно. А у нас получалось. Однако с тех пор ситуация сильно изменилась. Когда государство давало деньги на крупномасштабное производство книг - это одно, но когда оно давать их перестало...

Первые серьезные изменения произошли с возникновением кооперативного движения и приходом в полиграфию компьютеров. Раньше издательства сдавали в типографию отпечатанные на машинке рукописи и просто ждали, когда книги будут готовы. И если это были не документы партии, процесс их изготовления мог занимать очень много времени. Да и издавали далеко не всех авторов - существовали ограничения и на тематику. Чтобы книга вышла, нужно было, чтобы она попала в план, который утверждался высшими инстанциями. Вся полиграфия была под контролем государства, и соответственно, издать что-либо без его ведома было невозможно.

Первые частные издательства появились в конце 80-х гг. Примерно в то же время при некоторых типографиях появились кооперативы, которые занимались сбором заказов. В типографиях стали появляться хозрасчетные подразделения - источники дополнительного заработка. Таким образом, сложилась инфраструктура, которая легла в основу частного книгоиздательского бизнеса. Естественно, в первую очередь новые частные издательства занялись выпуском книг ранее запрещенной тематики и изданием тех авторов, у которых были проблемы с Советской властью. Именно они были в то время востребованы рынком. На этом многие издательства стали зарабатывать очень хорошие деньги.

У книжных производств, наоборот, возникали серьезные проблемы. Государственные заказы сокращались, деньги на переоснащение не выделялись, оборудование изнашивалось или просто разворовывалось («все равно ведь не используется»). Новые частные издательства не заказывали больших тиражей (таких как ЦК КПСС) и при этом стремились свести к минимуму затраты на их производство. Многие из них перевели весь допечатный процесс из типографий на свою базу. Хотя это было закономерно, специалисты, которые тогда занимались допечатной подготовкой в частных издательствах, в большинстве своем не обладали должным уровнем профессионализма, который был у работников серьезных государственных издательств. В процессе производства использовался обыкновенный компьютер с набором офисных программ (типа Microsoft Word) и простейший лазерный принтер, на котором на кальку распечатывались страницы будущего издания (так делали фотоформы), которые потом и передавали в типографию для тиражирования. Ни о каком качестве и культуре редактирования, набора, а также полиграфического воспроизведения и речи быть не могло. Однако рынок воспринимал все. Мы, привыкшие к книжному дефициту советских времен (вспомните, как сдавали макулатуру, чтобы приобрести собрание сочинений Дюма), с удовольствием покупали то, что выпускали эти новые издательства.

Вскоре стало понятно, что нужно новому российскому книжному рынку. Издательства стали все больше специализироваться на развлекательном «чтиве» - детективах и любовных романах, которые пользовались массовым спросом. Однако такие издания прочитывают, как правило, 1–2 раза (многократно перечитывать детективы могут лишь самые большие их любители). Соответственно, и технические требования к ним были вполне определенными: блок, отпечатанный в одну краску (как правило, даже без иллюстраций) и яркая многокрасочная обложка (чтобы на лотке книгу заметили). Для уменьшения затрат на производство - бесшвейное скрепление и мягкая обложка.

К середине 90-х гг. эта продукция стала массовой. И те полиграфические предприятия, у которых было оборудование для изготовления блоков бесшвейным скреплением, зарабатывали деньги на их производстве. Бывало даже, что некоторые крупные издательства загружали типографию полностью, не давая своим конкурентам размещать в ней заказы. Некоторые производства полностью переходили под контроль издательств. В итоге в нашей стране сформировалось несколько крупных издательств, так или иначе связанных с производством. Все они выпускают огромное количество недорогих изданий в мягкой обложке, которые каждый желающий может купить на лотках у любой станции метро.

Что касается производства книг в твердом переплете, то здесь ситуация иная. Стоимость их изготовления значительно выше, чем изданий в мягкой обложке. Соответственно, издавать любовные романы в переплете издательства не торопились. В первую очередь, переплет требовался для изданий длительного срока пользования (словари, справочники, энциклопедии, произведения классиков), «престижных» изданий (альбомов по искусству, подарочных изданий) или изданий «интенсивной эксплуатации» (например, учебников). Все перечисленное в начале 90-х гг. выпускать было не интересно. Покупательская способность населения была не настолько велика, чтобы оправдать производство «престижных» изданий, а учебниками занималось государство. Для производства справочников и энциклопедий требовалась огромная редакционно-издательская работа, а спрос на эту продукцию был небольшим.

В результате оборудование для производства книг в твердом переплете на многих предприятиях просто простаивало и приходило в негодность. А если учесть, что брошюровочно-переплетный участок - едва ли не половина всего полиграфического производства, то можно легко понять, как чувствовали себя предприятия, которые были технически ориентированы на производство книг в переплете.

Прошло время, и в нашей стране стали выпускать качественные дорогие книги - повысилась платежеспособность населения, и на них появился спрос. Однако большинство издательств печатают такие книги за рубежом. В нашей стране пока еще очень мало типографий, которые могут высококачественно отпечатать книги в цвете, а потом еще и переплести их на высоком уровне.

Тем не менее, книгоиздание в нашей стране постепенно выходит на цивилизованный уровень. В книжных магазинах можно найти практически любую книгу. К сожалению, далеко не все они изготовлены у нас в стране. И, как мне кажется, наши типографии могли бы побороться за эти заказы. Но для этого нужна не только современная печатная база (которая формируется у нас достаточно активно), но и соответствующий брошюровочно-переплетный комплекс. И хотя переплетное оборудование устаревает не так быстро, как печатное, тем не менее, оно изнашивается и его необходимо обновлять. В этом плане отрадно, что на выставке «ПолиграфИнтер 2001» впервые за многие годы демонстрировались (и были проданы) ниткошвейные автоматы. Предприятия постепенно начинают формировать парк оборудования для производства книг в переплете. А значит, можно надеяться, что заказы на их производство вернутся из-за рубежа обратно.

 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">


© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены.
Перепечатка возможна только с письменного разрешения издательства