|
Виталий
ВЛАСОВ
Московский международный фестиваль рекламы (ММФР)
Генеральный директор
|
ГАРТ: Виталий, как по Вашему, что такое дизайн?
В. В.: Я считаю, что он имеет две стороны, совмещает искусство и ремесло. Есть гениальные писатели, которые пишут романы, а есть прекрасные журналисты, пишущие для ежедневных газет. Но газетные статьи предназначены для того, чтобы их прочитали и забыли, а хороший роман запоминается на всю жизнь. В дизайне - то же самое.
ГАРТ: Ну а фестиваль - реклама ради искусства?
В. В.: Да, на фестивале мы оцениваем в первую очередь креатив, оригинальность идеи. Есть очень много добротных работ, есть дизайнеры-мастеровые, которые эти работы делают, но это если можно так сказать - «нефестивальная» реклама.
Например, серия телевизионных роликов для одной из социальных программ - очень добротно сделанная реклама, и исследования показывают, что она работает, но приз ММФР она не получила. Для таких работ нужны другие конкурсы и фестивали, которые оценят практический эффект.
ГАРТ: Как прошел ММФР в 2001 г.? Он ведь был одиннадцатым?
В. В.: Я бы сказал, что он стал первым фестивалем, который понравился мне самому. Увеличилось количество работ и почти в два раза выросло количество стран-участниц.
Интересно, что меняется зал, меняются конкурсанты и работы, которые они представляют. Очень много молодежи, начинает проявлять себя «третья волна» - молодые люди, которые учились рекламе и дизайну в России или за границей. Дизайнеры первой и второй волны обучались методом проб и ошибок, а эти - изучали именно специфику российской рекламы.
ГАРТ: С чем, на Ваш взгляд, связаны изменения в работах?
В. В.: В первую очередь с тем, что меняется заказчик, его подход к рекламе. Прошли те времена, когда требовался только «высокий» дизайн. Теперь все основано на реальных оценках. Основная задача фестиваля - продемонстрировать тенденции в области дизайна и основные рынки, на которых он востребован. Агентства и студии могут оценить по представленным работам собственный уровень и понять, в каком направлении и на каком рынке нужно двигаться дальше.
Работы следуют общим мировым тенденциям. В этом году, например, из 300 представленных на конкурс телевизионной рекламы роликов не было ни одной «супер-» работы, тем не менее, по словам председателя жюри, общий уровень очень высок. Гран-при, кстати, в этот раз получила зарубежная работа.
ГАРТ: А сами участники не пытаются использовать маркетинговые приемы для завоевания призов фестиваля?
В. В.: Но ведь существует авторитетное жюри в каждой номинации. Известно, что призы ММФР купить нельзя, и профессионалы, которые оценивают работы, присудят приз только лучшим. Можно долго играть роль непризнанного мастера, но если тебя не признают твои же коллеги, это говорит о многом.
Вручение приза фестиваля само по себе не гарантирует приток новых клиентов. Это просто признание профессионалов, коллег.
ГАРТ: Рекламные агентства и дизайн-студии. Кто из них представляет работы на фестиваль?
В. В.: И те, и другие. Если некоторое время назад на рынке преобладали крупные рекламные агентства полного цикла, то сегодня много успешных узкоспециализированных агентств и студий. С 1998 г. в России активно развивается рынок упаковки, и для многих это направление - основная специализация. За прошедшие годы они хорошо изучили ситуацию на рынке, имеют опыт работы, а также желание и возможность помочь клиенту. Да и клиенту общаться со специализированным агентством намного удобнее. А бывает, что заказчик сам лучше всех знает, что ему нужно, он сам провел исследования и ему нужно просто сделать дизайн. Тогда ему конечно удобнее работать с дизайн-студией напрямую.
ГАРТ: Считается, что дизайнеры - не бизнесмены.
В. В.: Часто так оно и есть, но именно поэтому у любого голливудского режиссера есть директор фильма. В дизайне все должно быть точно так же. Должен быть директор студии, который занимается рутинной работой: клиенты, письма, сроки, договоры, а дизайнер... он творит.