GART
Издательство «Курсив»Хрустальный марзанФлексо плюсПакетКурсивГартИздательство <Курсив>
 

Обложка текущего номера


 
Архив
 
Поиск
 
Обсуждение
 
Об издании
 
Подписка
 
Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">
Тема номера

Дмитрий 
ЛАВРИК
«Альфа-Дизайн»
Заместитель генерального директора

Валерий
ГОЛЫЖЕНКОВ
Студия Letterhead
Арт-директор

ГАРТ: Дмитрий, год назад Вы уже упоминали в своем интервью ГАРТ о том, что у «Альфа-Дизайн» и Letterhead получился полноценный союз, объединивший типографию и дизайн-студию. Настало время рассказать об этом подробнее.

Д. Л.: Специфика нашего бизнеса в том, что основной объем работ дают постоянные клиенты. А «привязать» их к себе можно только качественным продуктом. Поэтому главная наша задача - на каждом этапе делать высококачественный продукт. И рос бизнес именно в соответствии с запросами клиентов. В результате мы создали структуру, в которую входят типография и репроцентр, оснащенные современным оборудованием и способные удовлетворить запросы практически любого заказчика. И дизайном мы стали заниматься потому, что это требовалось клиентам. То, что составе «Альфа-Дизайн» уже несколько лет работает студия Letterhead, дает нам возможность принимать заказы на креатив, гарантируя не просто качественный продукт, а жизнеспособный современный дизайн.

ГАРТ: Для России на сегодняшний день подобное объединение нетипично. Таких структур, как Ваша - две-три.

Д. Л.: Мы работаем на рекламном рынке и считаем, что наличие полного цикла, включая креативное бюро, позволяет нам сделать процесс производства эффективнее. Для клиента же это возможность экономить время и деньги. Проверено. Мы оптимизировали весь производственный процесс, включая дизайн, хотя сделать это сложно. Возможно, именно по этой причине такая система создана только в считанных типографиях. Я имею в виду, существует на протяжении нескольких лет, как у нас.

ГАРТ: Наличие слова «дизайн» в названии типографии говорит о том, что уже в момент создания фирмы Вы делали ставку на него.

Д. Л.: Да! Мы всегда хотели, чтобы дизайн был одним из направлений, приносящих деньги. Но существовавший с самого начала отдел дизайна всегда был «планово-убыточным» потому что в нем работали высокооплачиваемые специалисты, мы постоянно обновляли дорогостоящее оборудование, делали другие инвестиции. Хотелось, чтобы отдел хотя бы «вышел в ноль», а количество заказов со временем росло, появился Letterhead, ставший креативным бюро, отвечающим за разработку концепций, в рамках которых дизайн-студия делает всю работу. Стало ясно, что потенциал создан очень хороший, необходимо превратить его в бизнес.

ГАРТ: А когда дизайн становится бизнесом?

В. Г.: Чтобы дизайн стал бизнесом, он должен быть выстроен как любая бизнес-система. В противном случае - это просто хобби. Правда, система делает «свободного художника» зависимым, совсем не свободным: бюрократия, бумажки, запросы, ответы, служебные записки... Наверное поэтому в России немного дизайнерских «бизнесов».

Д. Л.: Видимо, началом бизнеса можно считать создание формального или неформального объединения, где в прошлом свободный художник начинает руководить людьми. Но это только начало, построить творческий процесс как бизнес намного сложнее, чем какую-то технологическую цепочку. Кто такой «свободный художник»? Это человек, который пришел когда захотел, ушел когда захотел. Чтобы дизайн стал бизнесом, он должен быть формализован.

В. Г.: Да, необходима формализация, но творческий процесс часто не укладывается в установленные рамки. Самое важное в дизайне - организовав все как нужно, не потерять в творческом результате.

Пока этот бизнес в России строится как цеховой. Есть мастер, он делает все сам, используя порой труд подмастерьев (сканировщики, верстальщики). А переходить надо к другой, мануфактурной организации, когда существует разделение труда и каждый отвечает за свой участок. Под конкретные заказы можно нанимать фрилансеров, а особое внимание уделять поиску заказов и заказчиков.

ГАРТ: Тогда потребуются не только дизайнеры, но и квалифицированные менеджеры.

В. Г.: С одной стороны, часто кроме дизайнера никто не может подать то, что он сделал, а чем лучше он понял задачу, тем более качественным будет конечный продукт. Тем не менее, должны быть люди, которые выполняют творческую работу, и те, кто отвечает за организацию процесса, за общение с клиентами.

Д. Л.: Вообще, бизнесом дизайн не станет, пока не будет иметь всех необходимых компонентов. Для типографии, например, это хорошее оборудование, профессиональный менеджмент и грамотный маркетинг. В дизайне, я думаю, то же самое.

Нужно делать хороший дизайн, уметь его продавать и отвечать на вопросы заказчиков - как профессионалов, так и новичков. Чтобы пошли продажи, необходимо вести правильную маркетинговую политику, необходима реклама.

Я считаю, что совсем не обязательно, чтобы разработка дизайна и его продажа происходили в одном месте и с участием одних и тех же людей.

ГАРТ: Как вам удалось построить систему продаж?

Д. Л.: До тех пор, пока продажа дизайна не поставлена на профессиональную основу, сделки будут происходить только от случая к случаю. Даже если у дизайнера есть задатки менеджера. И менеджеры - это одна из непростых проблем. Сначала, кстати, менеджером Letterhead приходилось работать мне лично.

Продавать дизайн, в особенности заказчикам-неспециалистам, непросто. Даже если это такой «крепкий» и современный дизайн, как тот, который делает Letterhead. Менеджер должен уметь грамотно объяснять, почему и как.

Мы почувствовали себя уверенно, когда поняли, что наши менеджеры могут обсудить с клиентом все вопросы, даже если представитель Letterhead не смог присутствовать на переговорах. Бывают, конечно, случаи, когда присутствиe Валерия необходимо, и задача менеджера - чувствовать такие ситуации и не выпускать процесс из-под контроля.

ГАРТ: Как вы оцениваете перспективы рынка дизайнерских услуг и своего сотрудничества?

Д. Л.: Креативные услуги становятся все более востребованными. Часто клиенты возвращаются именно из-за того, что им понравился дизайн, сделанный Letterhead. Загрузка студии бывает такой высокой, что в некоторые моменты мы даже очень уважаемым заказчикам вынуждены говорить, что срок выполнения работы составит несколько месяцев.

В. Г.: Если говорить о рынке, то заказчики пока еще относятся к дизайну, как к лишней трате денег. Как инвестиции его пока практически никто не рассматривает. А опыт показывает, что только за счет нового дизайна упаковки можно получить увеличение объема продаж во много раз. У нас был такой заказ на разработку новой упаковки. Заказчик потом подсчитал: переход на новую упаковку дал шестикратный рост объема продаж.

Западный рынок дизайна, конечно, сильно отличаются от российского - традициями, объемом, количеством предложений от студий. В России пока еще никто не готов платить сотни тысяч долларов за услуги по дизайну.

Я хотел бы отметить, что с тех пор, как мы стали работать в структуре «Альфа-Дизайн», количество заказов существенно выросло. Ну а в конце прошлого года пришлось просто трудиться без выходных.

ГАРТ: А не стоит ли подумать о расширении штата?

В. Г.: С моей точки зрения, расширение штата - это путь экстенсивного развития. Намного более эффективно построить процесс так, чтобы требования заказчика удовлетворялись с первой попытки. Конечно, сразу не получится, но постепенно приходит опыт, и к нам, и к менеджерам, работающим с клиентами.

ГАРТ: На западном рынке дизайнеры часто занимаются размещением заказов на производстве. А у нас?

В. Г.: Всегда считалось, что у дизайнера есть два источника заработка. Первый - это разработка концепции и дизайн - работы, за которые заказчик платит достаточно охотно. Вторым источником заработка всегда было размещение заказов. Сейчас клиенты настолько грамотные, что хорошо представляют себе, сколько стоит тонна бумаги, сколько типография берет за одну приладку. В такой ситуации зарабатывать деньги на размещении заказов в типографии непросто.

Д. Л.: Тем не менее, есть случаи, когда передача дизайн-студии производства заказа, по крайней мере, функции надзора, вполне оправдана. Если заказ технологически сложный, то дизайнер должен участвовать в этом, должен контролировать, как получается...

Для простой работы передача производства студии или агентству далеко не всегда оправдана, ведь для заказчика это лишние затраты. Ситуацию усугубил кризис - до него заказчики часто работали через сетевые рекламные агентства, сейчас же, как правило, напрямую.

ГАРТ: Дмитрий, но у Вас ведь печатаются не только работы из Letterhead? С «чужими» дизайнерами работать сложнее?

Д. Л.: Да нет, у нас большой опыт работы не только со студиями и агентствами, но и с фрилансерами. Мы работаем на перспективу, поэтому когда фрилансер приносит может быть не самую технически грамотную, но интересную с точки зрения дизайна работу, то ясно, что за ней последуют и другие. Поэтому мы уделяем много времени тому, чтобы объяснить человеку, как надо делать, и помогаем ему, если нужно ликвидировать огрехи. В результате это окупается.

ГАРТ: Но на сегодняшний день хорошие дизайнеры прекрасно разбираются в полиграфии. Разве нет?

Д. Л.: Далеко не все. Кроме того, есть не только технологические возможности, но и ограничения, которые дизайнер должен себе хорошо представлять. А потом, у нас регулярно появляются новые «фенечки», и мы не только даем дизайн-студии образцы продукции, но и объясняем, как правильно сделать макет и что необходимо предусмотреть.

Мы приглашаем дизайнеров к сотрудничеству, ведь для того, чтобы «выжать» из работы все, необходимо очень хорошо представлять себе технологические возможности типографии. Сегодня главное требование заказчика, чтобы его продукция выделялась среди других. А чтобы так сделать уложившись в «обычные» деньги, нужно разбираться в технологии.

В. Г.: Неоспоримое преимущество «плотной» работы с типографией - Технологическая грамотность, но не обобщенная, а конкретная. Вы можете детально изучить возможности конкретного устройства и сделать работу под него с наименьшими затратами времени и ручного труда, и так, как пока никто не делал.

 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">

 
© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены.
Перепечатка возможна только с письменного разрешения издательства