GART
Издательство «Курсив»Хрустальный марзанФлексо плюсПакетКурсивГартИздательство <Курсив>
 

Обложка текущего номера


 
Архив
 
Поиск
 
Обсуждение
 
Об издании
 
Подписка
 
Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">
Тема номера

Владимир
Федорович 
ЛАРИН

UPM Kymmene
Глава представительства

ГАРТ: Владимир Федорович, компания, которую Вы представляете, за довольно короткий срок стала одним из крупнейших производителей бумаги в мире?

В. Л.: Да, UPM Kymmene была создана в 1996 г. после упразднения «Финпап» - государственной организации, занимавшейся реализацией продукции практически всех бумажных фабрик Финляндии. Наличие такой структуры противоречило антимонопольной политике Европейского союза, и после вступления Финляндии в ЕЭС она была расформирована. Таким образом, все производители бумаги стали торговать своей продукцией самостоятельно.

Cегодня UPM Kymmene - группа компаний с годовым оборотом, превышающим 9,5 млрд. евро.

Если говорить о бумаге, то основная продукция UPM - книжно-журнальные сорта: мелованные, газетные и суперкаландрированные. Мы занимаем ведущие позиции в этом секторе, но производим также высококачественные мелованные и немелованные бумаги.

Хотелось бы подчеркнуть, что будучи третьим по величине производителем бумаги в мире, UPM - не просто фабрика по переработке сырья в бумажную продукцию. Это группа предприятий - крупнейший владелец лесов в Финляндии и некоторых других странах, один из крупнейших в Европе производителей пиломатериалов и фанеры. Налажено и производство электроэнергии для собственных нужд - топливо делается из отходов от деревообработки.

ГАРТ: В России Вы продаете бумагу как напрямую, так и через оптовиков?

В. Л.: Да, в Россию поставляется бумага, производимая на фабриках UPM в Финляндии и Германии. Еще одно производство, продукция которого в перспективе также будет поставляться на российский рынок - находящаяся во Франции фабрика Stracel. Фабрика выпускает новый тип мелованной бумаги для печати высококачественной цветной продукции на газетных машинах - UPM Matt.

Если некоторое время назад продажи через оптовиков у нас преобладали, то в последнее время более высокими темпами развивается направление прямых продаж книжно-журнальных бумаг крупным издательствам и типографиям. Мы ожидаем дальнейшего роста, так как мощности для производства журнальной продукции в России увеличиваются. По всей видимости, они будут востребованы. Изданий становится все больше и больше, и эта отрасль имеет хорошие перспективы.

ГАРТ: Видимо, один из лучших Ваших клиентов - «Алмаз Пресс»?

В. Л.: Мы работаем с большинством издательств и типографий, которые потребляют большие объемы книжно-журнальной бумаги. Правда, любой крупный потребитель и в Европе, и в России старается иметь минимум двух поставщиков бумаги. «Алмаз Пресс», вероятно, не будет исключением.

ГАРТ: А с кем из бумажных оптовиков Вы работаете?

В. Л.: Основные продажи российских поставщиков приходятся на этикеточные и высококачественные мелованные бумаги, здесь основными нашими партнерами являются «Александр Браун», «Берег» и «Комус».

Кроме того, в России динамично развивается бизнес, связанный с продажей самоклеящихся материалов, которые производятся входящей в состав UPM Kymmene фирмой Raflatac. Продаются и упаковочные материалы Walki Wisa.

ГАРТ: А кто Ваши конкуренты?

В. Л.: Если говорить о конкурентах на мировом рынке, то их очень много. В России же, и это обусловлено географическом положением, основными конкурентами являются финские компании M-real и Stora Enso. Соотношение объемов продаж наших фирм на российском рынке примерно соответствует общемировому.

UPM, кстати, закупает в России сырье - в год около 4 млн м3 древесины или 13% общего объема потребления импортируется из России.

ГАРТ: В Европе в последнее время закрываются бумажные фабрики и останавливаются бумагоделательные машины, потому что существует избыток мощностей. Может быть, производителю бумаги стоит привезти такую машину в Россию?

В. Л.: Пока нет, хотя когда-нибудь это произойдет, и в России появится производство высококачественной бумаги. Но цена машины - это не главная часть инвестиций в такое производство - очень много нужно вложить в инфраструктуру. А машину имеет смысл ставить только новую. Проблема в том, что оборудование такого типа производит в год от 300 тыс. т бумаги, что для российского рынка является пока избыточным объемом. Кстати, для нормального производства нужно, наверное, ставить две машины.

ГАРТ: А какая загрузка мощностей для европейского производителя бумаги считается «нормальной»?

В. Л.: Считается, что ниже 90% - это мало, но и максимально возможная загрузка составляет около 96%. Чтобы работать с такой загрузкой, оборудование должно быть современным, но менять бумагоделательные машины - дорогое удовольствие. Поэтому часто применяется частичная модернизация. Например: поменять только «сухой конец» или только «мокрый конец». Через некоторое время получается так, что оборудование, установленное в 1980 г., оказывается вполне современным. Единственное, что не меняется - ширина машины.

ГАРТ: Владимир Федорович, давайте обсудим вопрос ценообразования. Известно, что в Европе цены на бумагу испытывают колебания. Оказывает ли это влияние на ситуацию в России и какова будет цена на бумагу в 2002 г.?

В. Л.: Напрямую европейские колебания влияния на российские цены не оказывают, но и не учитывать их нельзя. В любом случае, цена - это результат договоренности двух сторон. Если договоренность есть, то значит, цена устраивает обоих. Покупатель, будь то российская типография или оптовик, приобретает бумагу у конкретной фабрики. Если конъюнктура рынка изменяется и объемы продаж падают, то фабрика должна предпринимать усилия для улучшения ситуации.

МОЩНОСТИ 10 КРУПНЕЙШИХ В МИРЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ БУМАГИ И КАРТОНА (МЛН Т)

ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕНЫ НА БУМАГУ (ЕВРО/Т)



В России большое влияние на окончательную цену бумаги оказывают самые разные «местные» факторы, к которым сегодня можно отнести: стоимость транспортировки, вводимый НДС на импорт печатной продукции, действия таможенных органов, цену нефти... Как показывает опыт, предугадать все в конце года нельзя. Нужно подождать один-два месяца. После Нового года ситуация станет яснее.

Кстати, я хотел бы поздравить коллег - читателей ГАРТ с наступающими праздниками.

ГАРТ: Пожелать хороших цен на бумагу?

В. Л.: В том числе и этого, почему бы нет? Ведь когда цена на бумагу устраивает и типографию, и поставщика, это означает, что и у того, и у другого есть возможность нормально работать и получать прибыль.

 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">

 
© 2001 Издательство «Курсив»