|
Александр КУШНАРЕНКО
«Центр ХГС»
Специалист
|
ГАРТ: Александр, Вы много бываете в типографиях. Как там обстоят дела с контролем качества?
А. К.: Если говорить обо всем процессе, то контроль должен начинаться со сканера, изображение должно быть подготовлено правильно. Ведь исправить плохую картинку на последующих этапах будет намного дороже. С этой точки зрения я знаю только одну типографию, в которой такой «сквозной» процесс налажен - это «Альфа-Дизайн». Кстати, когда общаешься с разными людьми, приходишь к неожиданному выводу: типографий, которые могут печатать с высоким качеством, не так уж и много.
Тем не менее, главное в процессе - люди, и как бы хорошо ни был организован контроль в типографии - все зависит от конкретного человека. Он может сделать хорошо, а может - не очень.
ГАРТ: Считается, что в финских типографиях от людей практически ничего не зависит.
А. К.: Возможно. И многие руководители российских типографий стремятся сегодня к тому же. Занимаются, например, подготовкой должностных инструкций для каждого сотрудника. Специфическая российская организационная проблема - в том, что надо не только написать должностные инструкции для всех, но и заставить каждого их выполнять.
Приезжаешь в хорошую типографию, оснащенную новой машиной, смотришь, что они печатают, и видишь, что зачем-то одной из красок кладется явно больше, чем нужно. Обращаешься к печатнику: зачем ? А он отвечает: так лучше получается. Еще понятно было бы, если рядом стоит заказчик и просит так сделать...
ГАРТ: И у этого печатника есть денситометр?
А. К.: Да, а на столе приклеена бумажка с плотностями, которые должны быть. Сейчас в редкой большой типографии нет денситометра, вопрос - используются эти приборы или нет. Во многих типографиях печать превращена в некий творческий процесс, центральной фигурой которого является печатник, поэтому-то и зависит все от конкретного человека.
От хорошего печатника зависит, насколько быстро выполняется приладка и сколько бумаги уходит в брак. Но качество иллюстраций от него не должно зависеть, за исключением редких случаев, когда нужно исправить ошибку, сделанную на этапе допечатной подготовки.
Технология офсетной печати - полностью стандартизованный процесс. Все написано на бумаге. Все производители оборудования и материалов предоставляют свои инструкции о том, как печатать. Задача печатника - просто обеспечить равномерное нанесение краски по все ширине листа. В соответствии с рекомендованными плотностями. И все. Зато когда заказчику не понравится оттиск и «разборка» дойдет до печатника, он сможет показать: вот шкалы, вот рекомендованные инструкцией плотности, и к нему никто не предъявит претензий.
ГАРТ: В иструкции должны быть конкретные параметры. Они должны откуда-то взяться.
А. К.: Кроме организационной задачи, нужно решить еще и технологическую - полностью отработать производственный процесс так, чтобы на выходе получалась высококачественная продукция. Это задача для высококвалифицированного технолога, который хорошо разбирается не только в печатных, но и в допечатных процессах. Таких специалистов в России пока очень мало. И, чтобы иметь гарантию, типографии лучше заказывать эту работу сторонней организации. Но если заплатить очень много денег за машину и ее установку у нас могут многие, то вот за информацию пока платят единицы. Большинство считает, что справится своими силами.
Но откуда сегодня берут технологов, мастеров и печатников? Обычно перекупают в других типографиях, возможно, оснащенных другим оборудованием и имеющих иную организацию труда. Грубо говоря, на маленькой однокрасочной или двухкрасочной машине печатник может выполнять еще и функции технолога, монтажника и копировщика, быть очень квалифицированным, но современная большая многокрасочная машина - это совсем другой технологический уровень. И технолог часто боится сознаться, что он чего-то не знает или не понимает, что ему не хватает квалификации.
Попытку без необходимых знаний что-то сделать я называю «рационализаторством». В конце концов технологический процесс, конечно, будет отлажен - вопрос в том, чего это будет стоить, сколько займет времени и сколько заказов придется перепечатать.