|
Сергей
СИРОТА
«Делай вывод!»
Совладелец
|
ГАРТ: Сергей, этот номер посвящен малому офсету. Интересно, Вы свою типографию относите к малым?
С. С.: У нас четырехкрасочный Heidelberg Speedmaster 52 и однокрасочная GTO 52. По меркам полиграфии как таковой мы, безусловно, малое предприятие, но рядом с копи-шопом - монстр. Speedmaster - машина, которая может печатать любой тираж. Конечно, удобно и экономически эффективно на ней печатать малые тиражи, но если заказчик готов платить, то мы напечатаем хоть миллион. Кроме обычного для малоформатных типографий послепечатного оборудования мы имеем ВШРА Mu¬ller Martini.
ГАРТ: Типография работает уже полтора года. Жизнь стала лучше по сравнению с тем, когда Вы только поставили машины?
С. С.: Нет. И причина в том, что цены в индустрии в общем очень низкие. И если типографии с подержанными Ромайорами, имея во много раз меньшие затраты, рады работать по таким ценам, то мы - нет. В нашей типографии все оборудование поддерживается в том состоянии, в котором оно было сразу после покупки. Все новое, починенное и обслуженное. Это требует денег. Мы работаем в две смены, штат типографии около 40 сотрудников. Соответственно, и фонд заработной платы большой. У нас нет 100% загрузки, но мы печатаем вполне достаточно, чтобы все было хорошо, если бы цены были нормальными.
ГАРТ: Расскажите о заказах, которые вы печатаете.
С. С.: Основной спрос помещается в тиражи 2-3 тыс. экз. Реже просят 500, еще реже - 10 тыс. Благодаря ВШРА, наш конек - брошюры, и мы делаем одну-две в день, типичный тираж брошюры 1000 экз. при объеме 16-32 с.
ГАРТ: С какой типографией ни разговариваешь - все знают Вас как круглосуточный фотовывод, куда можно приехать среди ночи, сдать файлы и через разумное время получить пленки. Многие удивляются: зачем Вы приобрели типографию?
С. С.: Теперь многие типографии знают нас еще и как место, где можно получить не только пленки, но и готовый тираж. Когда типография не справляется со сроками или качеством, обращается к нам.
Решение о создании типографии было принято еще до кризиса. Тогда цены на полиграфическую продукцию в России были похожи на европейские, и бизнес был достаточно выгодным. После кризиса же, когда цены «рухнули», рынок полиграфической продукции и пришел к состоянию, в котором находится по сей день.
Во всем цивилизованном мире снижение розничных цен - катастрофа. Потому что вследствие этого компании недополучают средства. В Японии, например, высокие розничные цены, и когда совокупный индекс понизился на 1%, правительство приняло решение о снижении ставки рефинансирования до нуля. А у нас правительство чуть ли не аплодирует снижению цен, значит, осознанно идет на то, что для бизнеса ситуация будет становиться все хуже и хуже. И если в цивилизованных странах бюджет формируется налогами c доходов граждан, а корпорации щадят как единственный, собственно, источник этих самых доходов граждан, то Россия демонстрирует полностью противоположную политику.
В этой стране есть мощный источник демпинговых цен - колоссальная государственная собственность. Предприятия, которые могут работать по любой цене, лишь бы получить какие-нибудь деньги. Государство всегда окажет им поддержку. Именно это губит и малый офсет, и большой офсет, и выпечку пряников. Бизнес в России - просто непрерывное антикризисное управление. Должны, наконец, произойти изменения в лучшую сторону - должны вырасти цены, и на нашу продукцию тоже.
ГАРТ: Вы считаете, что без таких изменений бизнеса в России не будет?
С. С.: Почему, будет - как в 1987 г. Кооперативы при государственных предприятиях. Но пока цены на нефть будут держаться на сегодняшнем уровне, никто из людей, которые управляют этой страной, пальцем не пошевелит, чтобы изменить что-нибудь. Бизнес в России будет мал и несамостоятелен.
Мы пробовали прикидывать, насколько выгоден был бы этот бизнес, если бы мы работали с нашим оборудованием в Германии. С ценами на их рынке, их зарплатами и их налогами. Все было бы очень хорошо. А качество, с которым мы сегодня печатаем, было бы даже слишком высоким. Кстати, в Германии полиграфия считается термометром экономики: если подъем на рынке только наметился, то в полиграфии уже наступает рост количества заказов. И наоборот. Вот в России как раз и происходит наоборот.
ГАРТ: Развивать типографию Вы не видите смысла?
С. С.: Если ее развивать, то точно переходить в большой формат, создавать новое производство не в Москве и печатать упаковку в больших объемах, правда, с меньшей маржой. Мне кажется - это на сегодняшний день единственное полиграфическое производство, которое может само себя окупить.
ГАРТ: А как с окупаемостью Вашей типографии?
С. С.: Что такое «окупить»? Вернуть за два-три года миллион баксов кредита не называется «окупить». Через эти три года, вернув кредит, Вы остаетесь с трехлетними машинами на руках. Это называется не «окупить», а зачем-то собрать миллион и подарить дяде. Потому что на руках у Вас остается металлолом.
Окупить - это значит расплатиться за два-три года с кредиторами и заработать, как минимум, на покупку новой машины, причем более высокого класса. Исходя из такой окупаемости можно утверждать, что цены, по которым мы сегодня работаем, не позволяют окупить машину, даже если загрузить ее на 100%.
ГАРТ: А если бы у Вас была полуформатная машина?
С. С.: Это не решило бы проблемы, можно сказать, было бы полумерой. Все равно мы проигрывали бы по цене большим машинам. Для зарубежных типографий и приличных российских частных компаний (по крайней мере для нашей) основная статья затрат - заработная плата персонала. Проблема в том, что типография, оснащенная Speedmaster CD102, требует тех же 40 сотрудников, что и наша, но может производить во много раз больше продукции. Поэтому там другая арифметика и есть шанс «отбить» машину.
ГАРТ: Расскажите о том, как поживает тот самый круглосуточный фотовывод.
С. С.: Выводит. Мы обновляем оборудование, покупаем новое, а старое будем продавать. Купили сейчас фотонабор AGFA Phoenix 2350. По производительности он равен двум имеющимся AGFA Avantra 25 и качество дает прекрасное.
ГАРТ: Создалось впечатление, что вы как-то «охладели» к Интернету.
С. С.: У нас давно сайт prepress.ru. Может, раньше мы к нему относились как к хобби, но теперь решили заняться им всерьез. Только сегодня приходила на собеседование команда, которая будет, видимо, заниматься его развитием.
ГАРТ: Сергей, как жизнь вообще?
С. С.: Меня страна заботит, ее состояние, а вообще - все хорошо.
ПОЛИТОЛОГ, ПОЛИГРАФИСТ, ВЕЛОСИПЕДИСТ
|
|