Времена расцвета малого офсета в России прошли. Уже нет такого спроса на фальшивые акцизные марки, поэтому в «Дорожном патруле» не показывают по два раза в неделю сюжеты о раскрытии подпольных типографий, а к поставщикам оборудования не стоят в очередь угрюмые люди с мешками долларов.
Если вернуться к ценам на рынке, то их может повысить Государство. Введя завтра акциз на полиграфическую продукцию или повысив таможенные пошлины на бумагу и добившись их уплаты. Это маловероятные, экстенсивные варианты повышения цен. Мало кто желал бы такого пути развития, но то, что полиграфия попала в поле зрения Государства - это факт.
В отсутствие принудительного регулирования цены вырастут только тогда, когда появится неудовлетворенный спрос на полиграфические услуги. И такой спрос появляется каждый год к декабрю. Правда, в этом году, по словам руководителей многих типографий, загрузка очень равномерная и не было даже летнего спада. По отзывам большинства, количество заказов уже достигло или даже превысило докризисный уровень.
Тиражи вернулись, а вот цены возвращаться не спешат. Докризисного объема заказов теперь не хватает. Необходимо, чтобы заказов стало значительно больше, ведь с 1998 г. производственные мощности типографий выросли, причем парк пополнился самыми современными печатными машинами. Откуда возьмутся новые заказы? Должны появиться новые заказчики, часто буквально пришедшие с улицы. Как все повернется, удастся ли создать моду на рекламную продукцию высокого качества или произойдет что-то еще - покажет жизнь.
Все говорят о том, что на рынке есть типографии, которые занимаются демпингом. Без сомнения, такие типографии есть. Для одних это принцип работы - всегда предлагать самые низкие цены. Для других - необходимость, чтобы по крайней мере возвращать взятые кредиты. Тем не менее, я сомневаюсь, что есть владельцы типографий, которым нравится работать в минус или на грани минуса.
В процессе подготовки предыдущего номера я услышал от одного человека, имеющего большой опыт работы на рынке цифровой печати: «Мы в демпинг уже поиграли. Больше не хотим». Можно надеяться, что скоро так станут думать все, но вопрос - насколько скоро.
Московский рынок рекламной продукции тесен, типографий, активно работающих на нем, около сотни. А людей, которые более или менее регулярно размещают заказы, по моим оценкам, несколько тысяч. Эта ситуация стабильна и резких изменений, которые могли бы привести к росту цен, пока не предвидится.
Но я считаю, что резерв для повышения уровня цен есть в самих типографиях - это их «менеджеры по продажам». Почему в Америке есть бизнес? Потому что там есть менеджеры, их учат, они набираются опыта, переходят на следующий уровень. Меняют автомобиль, покупают новый костюм, дорогие часы. У них так принято. Еще у них принято иметь убедительные и правильные ответы на стандартные вопросы клиента.
Понятно, что конкуренция на московском рынке высокая, но когда менеджер по приему заказов в ответ на заявление клиента, что он «знает, где напечатать это за $100», без колебаний отвечает «ну тогда и мы за $100» - возможно, это ответ убедительный, но совершенно точно неправильный.