«У НАС НЕТ БЕСПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ!»
|
Бахтиер ДЖАНЗАКОВ
«Гейдельберг-СНГ» Генеральный директор
|
ГАРТ: Бахтиер Ташпулатович, этот номер журнала посвящен упаковке. Компания Heidelberg, видимо, одна из немногих может предложить практически полный комплект оборудования для производства упаковки. Поэтому мы и решили поговорить с Вами на «упаковочную» тему. В последнее время принято считать, что производство упаковки — едва ли не единственное направление в полиграфии, которое пока еще вполне стабильно и даже имеет тенденцию к развитию. Как Вы считаете — это так?
БД: Не совсем! Вернее, что касается упаковки, это, бесспорно, верно, но верно и то, что упаковка в этом отношении не одинока. Есть и другие разделы полиграфии, которые вполне неплохо себя чувствуют и продолжают развиваться. Могу уверенно сказать о производстве иллюстрированных книг, особенно детских, или, например, о таких весьма узких сегментах, как изготовление открыток. Да и периодика, на мой взгляд, не так плохо себя чувствует. Но упаковка, пожалуй, в настоящее время в наилучшем положении. Тем не менее, общий спад в полиграфии есть, и очень существенный. Причем не только в плане продаж оборудования, но и в производстве печатной продукции. Это становится понятным после общения с клиентами. В периоды такого спада нам, как поставщикам оборудования и материалов, приходится перестраиваться, уделять больше внимания тем направлениям нашего бизнеса, которые выполняют поддерживающую функцию для заказчика: сервису, поставке запчастей и расходных материалов.
ГАРТ: Да, бытует мнение, что в те периоды, когда оборудование почти не продается, одной из форм получения неплохих доходов для компании может стать сервис или продажа расходных материалов.
БД: Я бы не сказал, что оборудование вообще не продается. Продажи есть, хотя и не в таких объемах, как в прежние годы. Но, что касается сервиса, тут у нас позиция простая. У компании Heidelberg в мире много филиалов и представительств, и есть страны, где сервисное обслуживание является серьезным бизнесом. Особенно там, где установлено много печатных машин. Однако в нашей стране ситуация несколько иная. Было бы хорошо, конечно, если бы на сервисе можно было бы зарабатывать. Такие идеи даже обсуждались, но в настоящий момент сервис для нас в первую очередь — сопровождение наших продуктов и обеспечение заказчикам возможности эффективно функционировать и зарабатывать деньги. Но, с другой стороны, нельзя отрицать и тот факт, что сервисное обслуживание, поставка запасных частей и расходных материалов — это те виды деятельности, которые можно прогнозировать даже в такое сложное время, как сейчас. Если предприятие работает, оно в обязательном порядке потребляет материалы, запчасти и вынуждено прибегать к услугам сервисной службы.
ГАРТ: Но, как нам кажется, с расходными материалами ситуация несколько иная. Продажа расходных материалов для Вашей компании — бизнес или это тоже «поддержка продаж оборудования»?
БД: Без сомнения, первое. Более того, именно это направление для нас сейчас является единственным, которое можно просчитать и получить представление о финансовых поступлениях в ближайшем будущем. По сути, именно на этом направлении и строится наше бюджетирование на перспективу. Если же возвращаться к сервису, то необходимо отметить, что наше сервисное подразделение предназначено, в первую очередь, не для зарабатывания денег, а для поддержания эффективной работы наших клиентов. Именно поэтому даже в условиях кризиса этого подразделения компании практически не коснулось сокращение персонала, хотя в целом, скрывать не буду, сокращения были, и весьма существенные.
ГАРТ: Вернемся к упаковке. Что можно сказать о печатных машинах большого формата, которые были торжественно презентованы незадолго перед выставкой drupa год назад? Они ведь целенаправленно были ориентированы на упаковочный рынок?
БД: Эти машины оказались неплохо востребованы. И еще до кризиса в мире было продано их немало. В нашей стране, конечно, все несколько сложнее: Heidelberg здесь никогда не ассоциировался с машинами большого формата, и должно пройти время, прежде чем рынок это поймет и оценит. Получается так, что для нас продвижение этих машин как бы перенеслось на более поздний срок, на несколько лет вперед. Но машины получились удачные, и в перспективе мы надеемся, что они придут и в Россию. Однако следует отметить: хотя они и продвигались как «упаковочные», на самом деле на них можно с успехом изготавливать и другую продукцию, те же книги, например.
ГАРТ: А что можно сказать о флексографском оборудовании? «Гейдельберг-СНГ» продает в России узкорулонные машины Gallus. Какова ситуация на этом рынке?
БД: Так исторически сложилось, что продажей этого оборудования занимается отдельное подразделение, которое практически полностью самостоятельно, имеет свою структуру продаж, сервиса и т. д. Но, несмотря на некую автономность, для компании это очень эффективное подразделение, и очень перспективное. В этой связи разработан даже специальный план развития флексографского подразделения, рассчитанный в первую очередь на усиление присутствия компании «Гейдельберг-СНГ» на флексографском рынке. Этот план подразумевает продвижение Gallus в полную структуру продаж компании. Сейчас, по сути дела, все работы по флексографии ведутся из московского офиса, что не совсем правильно. У «Гейдельберг-СНГ» есть развитая филиальная сеть, и необходимо пользоваться ее возможностями по продвижению этого оборудования. Оно — из премиум-сегмента, более того, одно из лучших на рынке. Раньше считалось, что регионы к премиум-продуктам пока еще не готовы. Но ситуация меняется, регионы зачастую развиваются быстрее многих центральных предприятий, и сейчас уже весьма вероятна ситуация, что кто-то из региональных компаний может «выстрелить». Мы должны быть готовы к этому. Сейчас на нас вряд ли свалится «с неба» большое количество проектов — надо работать на перспективу.
ГАРТ: А есть еще какие-либо направления, которые в «Гейдельберг-СНГ» считаются перспективными?
БД: Просто у нас нет бесперспективных направлений! Но если серьезно, то конечно, рынок в условиях кризиса изменился, и сейчас все больше и больше на передний план выходят продукты, которые ранее были недооценены. Одним из способов выживания в условиях кризиса является постоянное повышение эффективности производства и снижение затрат на него. В предыдущие, более успешные годы многие типографии очень мало внимания уделяли экономической эффективности. Уровень доходов многих типографий позволял не заботиться об уровне себестоимости продукции. Бывало даже, что типографии приходилось за свой счет перепечатывать тиражи, и при этом иметь приличный доход. Во время групповых поездок за рубеж, которые мы регулярно организуем для наших клиентов, руководители наших типографий интересовались уровнем рентабельности в передовых европейских типографиях. Услышав ответ: «2–3% максимум», — страшно удивлялись. «Такое серьезное предприятие и такой мизерный уровень рентабельности… Мы бы так работать не стали!» Так вот, общеэкономическая ситуация в стране и в мире постепенно будет приучать нас к тому, что такого уровня доходности, как раньше, скорее всего уже не будет. Впрочем, пока и о 2–3% речь не идет, тем более, что в России и в мире рентабельность рассчитывается по-разному, но сверхприбылей в полиграфии больше не будет. А раз так, то эффективнее зарабатывать деньги будут те, кто постоянно стремится к снижению своих затрат и себестоимости продукции.
Одним из путей решения этой задачи является сквозная автоматизация производственных процессов и внедрение систем управления производством. Hedelberg производит последние под торговой маркой Prinect. Недавно в одной из типографий Н. Новгорода мы установили такую систему и провели там ее презентацию. Был очень большой интерес… Так что системы управления производством, по моему мнению, являются еще одним вариантом очень перспективных инвестиций в условиях экономического спада. Да и в целом, по всей видимости, сейчас центр интереса сместится от оборудования к технологиям и отдельным решениям, позволяющим работать эффективнее и экономичнее.
ГАРТ: Кстати, о решениях, у вас ведь есть еще и комплекс оборудования для изготовления картонных коробок. Что происходит сейчас с этим направлением?
БД: Да, у нас есть все необходимое для вырубки и сложной склейки картонных коробок. И это направление мы тоже стремимся активно развивать. Но здесь есть определенные особенности. Оборудование Heidelberg высококлассное, высокоавтоматизированное, можно даже сказать, премиальное, и как следствие — недешевое. При этом Heidelberg — относительный новичок на этом рынке, где есть уже свои, годами сформировавшиеся лидеры. И хотя само оборудование, которое продается сейчас под маркой Heidelberg, производится на основе опыта и разработок приобретенных ранее высокопрофессиональных компаний, нас пока еще на этом рынке не до конца оценили. С одной стороны, мы не можем конкурировать с дешевыми азиатским производителями из финансовых соображений, с другой — нам пока сложно конкурировать в премиум-сегменте в силу сложившихся традиций. Так что это — вопрос времени. Рынок должен привыкнуть к тому, что Heidelberg производит высококлассное послепечатное оборудование для изготовления картонной упаковки.
ГАРТ: Вы упомянули «финансовые соображения». Бытует мнение, что сейчас одним из главных факторов, сдерживающих продажи оборудования, являются проблемы с финансированием. Так ли это?
БД: С этим я не соглашусь. Проблем с финансированием, по большому счету, нет. Несколько изменились условия, деньги немного подорожали. Но, на мой взгляд, изменения эти незначительны и в общей стоимости проекта большой роли не играют. У нас есть несколько партнеров, которые могут предложить клиенту приемлемые условия финансирования. Сейчас важнее, на мой взгляд, лучше считать деньги и реально оценивать перспективы собственных проектов. В конце концов, незначительное изменение «стоимости денег» можно легко заложить в себестоимость производства, если делать это аккуратно. Так что финансирование есть, и сдерживающим фактором, по-моему, оно не является.
ГАРТ: Ну и напоследок — вопрос о «Полиграфинтере». Участвовать будете?
БД: Да, конечно. Это решение мы приняли давно, еще осенью. Причем участвовать будем полноценно, с оборудованием. Разве что стенд будет меньше, чем раньше. «Мериться стендами» сейчас неактуально. Важна разумная достаточность. Игроки рынка задумываются о том, что в этом году, может быть, нет смысла участвовать в выставке, лучше сэкономить существенные суммы. Мы считаем, что это решение неверное. Да, мы понимаем, что больших финансовых успехов, скорее всего, выставка не принесет, более того, она может стать убыточной. Но нам кажется важным поддержать отрасль, поддержать наших заказчиков, дать им пусть небольшое, но ощущение праздника. Ведь выставка — это не только деловые встречи и переговоры, это еще и радость общения с коллегами и друзьями, с которыми обычно нет времени пересечься.
Ну и наконец, на выставке мы планируем сделать акцент на тех технологиях и решениях, которые могут стать эффективными даже в условиях кризиса…
ГАРТ: Каких?
БД: Приходите на выставку — увидите!