НОМЕР 5-6 2009

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">











Колонка редактора

ПЕРЕКРАСКА

В прошлом и позапрошлом номерах уже упоминались и базис, и надстройка. Все это мы когда-то изучали в вузах и даже в средней школе. К сожалению, старый опыт у нас быстро забывается и теряет свою ценность. История, как говорится, учит нас только тому, что она никого ничему не учит. По-моему, звучит оптимистично: значит, не мы одни такие.

Мы вот уже два десятилетия делаем вид, что строим капитализм. А результат? Известный политический персонаж даже организовал и сам возглавил «Институт переходного периода». Очевидно, подразумевается, что этот переход продлится еще не одно десятилетие. Впрочем, ему виднее. В том смысле, что виднее не как лучше, а виднее, как оно там получается на самом деле.

Как ни странно, до сих пор принято ссылаться на неправильный социальный строй, который был у нас до перестройки. Но в это уже плохо верится. Одна хорошо известная полиграфистам европейская страна после поражения в войне лежала в руинах (и общественный строй в ней до этой войны был… не самый либеральный, надо сказать). А через два десятилетия она снова стала ведущей экономической державой континента. Примерно то же произошло и с одной азиатской страной, тоже хорошо известной полиграфистам. А что же мы? Причем в конце восьмидесятых, как ни крути, руин у нас еще не было. Зато потом они появились. Да что говорить о развитых странах! В той самой стране, в которую так стремился Остап Бендер и в которой еще не так давно лишь диких обезьян было довольно много, доля готовых промышленных изделий в экспорте составляет 50–60%. Их национальная авиастроительная компания — третья в мире. Там, потеснив финнов и шведов, вовсю делают бумагу и даже кое-какое полиграфическое оборудование.

Почему так? Все потому, что на самом деле у нас происходит не перестройка, а перекраска. Кто-то там, далеко, строит новые заводы, совершенствует технологии, создает новые образцы техники… А мы все ждем, когда поднимутся цены на нефть. Кстати, в истории нашей страны уже было время, когда с нефтью все было не совсем хорошо. Начался застой! Так что чем все может кончится — мы уже знаем.

Перестройки и реформы имеют смысл и положительные последствия только тогда, когда они затрагивают базис, а не только декоративные элементы. В свое время нас учили, что структура общества зависит от развития производительных сил. Правда, учили, чтобы тут же «опровергнуть»: а вот мы, дескать, прыгнули-таки из недоразвитого капитализма и сословного общества прямо в… Во что? Как гласит народная мудрость: не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. И перепрыгнешь, не говори «гоп»: погляди сначала, куда прыгнул!

К чему эти отвлеченные рассуждения? Да к тому, что надо самим развиваться, не ожидая милости от природы и правительства — не потому, что эта милость была бы нам лишней, а потому, что все равно не дождемся. Как именно развиваться? Мнения есть разные. Но почему-то кажется, что развивать надо производство в самых разных его формах, в том числе и полиграфическое. А не сидеть и надеяться, что скоро цены на нефть вырастут да и кризис сам собой закончится, и все будет как прежде. Кажется, что не будет. Надо учится жить и выживать в тех условиях, которые есть. Других не будет. И искать пути совершенствования себя и своего производства. То есть развивать все те материальные составляющие, тот самый базис, которым у нас с некоторых пор стали пренебрегать.

Юрий Захаржевский











 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">













© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства