ДОРОГОЙ ПОДАРОК УНИВЕРСИТЕТУ ПЕЧАТИ
Один из тройки лидеров в производстве печатных машин компания КБА 19 мая с. г. провела пресс-конференцию, посвященную запуску новой печатной машины «Рапида 75» — подарка МГУПечати. В пресс-конференции приняли участие: Ральф Заммек — член правления КБА, Свен Стржельчик — вице-президент по продажам КБА Радебойль в Восточной Европе и Юрий Уколов — генеральный директор КБА Рус.
Во вступительном слове Р. Заммек сообщил, что КБА сравнительно благополучно переживает текущие экономические трудности. Доля собственного капитала составляет более 40%, компания не имеет долгов. Максимальный объем продаж печатных машин наблюдался в 2005–2006 гг., однако сейчас у полиграфистов имеются значительные лишние мощности. В результате объем продаж печатных машин упал на 40%. Разумеется, с окончанием кризиса этот показатель повысится, но прежний максимум, скорее всего, не будет достигнут никогда — в том числе и потому, что новые машины становятся все производительнее. Для изготовления того же объема полиграфической продукции требуется все меньше машин. КБА адаптировалась к новым размерам рынка и хочет остаться лидером по части технологии. Конечно, для этого компания должна усовершенствоваться. В частности, с этим связан и тот факт, что долгое время руководивший концерном КБА Альбрехт Больца-Шюнеманн ушел в отставку.
О том, что планирует сделать концерн и как он себя чувствует в настоящее время, мы поговорили сразу со всеми гостями.
|
|
|
Ральф ЗАММЕК
член правления концерна KБA
|
Свен СТРЖЕЛЬЧИК
вице-президент по продажам KБA Радебойль в Восточной Европе
|
Юрий УКОЛОВ
«КБА Рус» Генеральный директор
|
ГАРТ: Разумеется, в первую очередь читателей интересует Ваш взгляд на сложившуюся ситуацию и возможности борьбы с кризисом. Как чувствует себя компания КБА?
РЗ: Конечно, в конце 2008 г. отмечалось снижение продаж. Для многих неожиданным стало сообщение об отставке А. Больца-Шюнеманна. Он решил уступить место человеку, у которого больше связей в финансовом мире, и я уважаю его решение. Снова хочу отметить, что наша компания находится в благоприятном положении: у нас нет долгов, за последние два месяца отмечены положительные тенденции. Растут продаже в Китае, Франции, Скандинавии.
ГАРТ: А в России и других странах?
ЮУ: В России тоже появилась определенная активность, хотя еще нет контрактов. Тем более, что приближается лето, когда обычно наблюдается спад, за исключением разве что упаковщиков которые загружены и летом.
РЗ: Да, Упаковочный сектор растет во многих странах, и это вселяет некоторый дополнительный оптимизм, поскольку существенная часть упаковки печатается именно на машинах КБА.
СС: Регион, за который я отвечаю, простирается от Владивостока до Скандинавии, и тенденции внутри него очень разные. В некоторых странах — сильное падение спроса, пример — Украина. В странах Восточной Европы, которые успели войти в ЕС, наблюдаются позитивные тенденции — например, в Польше и Чехии. Изолированные страны — Азербайджан, Белоруссию — кризис не затронул, там продолжается активное развитие. В Скандинавию отгружаются машины, которые мы называем «новогодними елками»: 8–10 секций и высокое оснащение самыми современными опциями, в т. ч. прямым приводом.
ГАРТ: Есть ли у КБА план, который необходимо выполнить? Как изменился этот план в связи с кризисом?
РЗ: Да, есть план в отделе продаж. Если в первые месяцы года этот план не выполнялся, то в апреле мы имеем даже превышение, и надеемся к концу первого полугодия вернуться к плановым показателям.
ГАРТ: Сейчас, в кризис, говорят, что цифровая печать и цифровые технологии не так пострадали, как традиционный офсет. Выживет ли он?
РЗ: Офсетная печать очень конкурентоспособна. Уже с тиража 200–300 листов она выгоднее цифровой. Мы постоянно работаем над повышением экономичности печатных машин. Например, сушки, которые теперь компания КБА изготовляет самостоятельно, стали экономичнее на 30%. Зная, какая доля энергии уходит на сушку в печатной машине, легко представить, насколько она стала экономичнее только благодаря этому фактору. И подобных примеров может быть много. А что касается «смерти» традиционной полиграфии, то такие заявления я слышал уже очень давно, еще от своего отца, и как видите, пока ничего особенного не случилось, Так что надеюсь спокойно доработать до пенсии… Интернет и печать, на мой взгляд, не являются конкурентами, они друг друга даже дополняют. Существуют специальные решения, которые позволяют полиграфистам пользоваться возможностями и эффективностью Интернета, причем это дает возможность экономить деньги и заказчику, и типографии. Что касается ЦПМ, то они, конечно, занимают определенную долю рынка, и эта доля даже будет расти. Но, говоря о качестве и затратах для большинства тиражей, то офсет у цифровой печати однозначно выигрывает.
ГАРТ: Если речь зашла о конкуренции в малом формате, то можно вспомнить, что компания manroland на выставке Drupa-2008 представила печатную машину третьего формата. Очевидно, они решили, что уж если продолжать модельный ряд, так до конца…
РЗ: У нас в третьем формате есть Genius-52. С помощью УФ-технологии он может печатать и на картоне, и на пластике. Что касается печати по бумаге, то цифровые машины в этом формате сильнее, и мы в эту сторону развиваться не планируем.
СС: Конкуренция среди производителей печатных машин в третьем формате очень велика. Специалисты КБА провели исследование рынка и пришли к выводу, что нужно оставаться в том формате, где офсет сильнее.
ГАРТ: Тогда расскажите нам, что представляет собой «Рапида 75», на какой основе она построена и кто ее разработчик?
РЗ: При создании KBA Rapida 75 использовались идеи как КБА, так и завода Grafitec в Добрушке (Чехия), и производится машина там же. В ней есть узлы и от КБА, и собственные. Но по сравнению с Performa 74 она существенно более производительная. Большое внимание уделено ценообразованию: Rapida 75 существенно лучше, чем Performa 74, но в тоже время доступна по цене. КБА более 80 лет выпускает печатные машины в большом формате. Но мы хотели бы развивать и область малого (в компании КБА полулистный формат считается малым), но для этого нужно развивать и сервис. Комбинация КВА-Grafitec и дала в результате Rapida 75.
СС: Надо сказать, что в МГУПечати уже стояла «Рапида 74». Это были хорошие машины, но довольно дорогие. Они часто используются для сложной продукции: УФ-печати, печати по картону, печати с лакированием. Однако продажи их в последнее время снижались. Конечно, можно было бы как-то экономить, но экономия на производстве не дает хороших результатов, это неэффективно. Было принято решение сделать совершенно новую машину. Но в ней использованы конструкции барабанов, захватов листа, опция CIP-3 и другие узлы от «Рапиды 74». Стоит еще добавить, что завод в Добрушке имеет очень давние традиции в машиностроении, как и компания КБА. В сущности, это сейчас только говорится: Германия, Чехия… От одного завода до другого на машине можно добраться за три с половиной часа.
ГАРТ: А что с другим чешским заводом — «Адастом»?
РЗ: У нас с ним нет ничего общего. Мы знаем, что есть информация, будто бы КБА купила «Адаст». Это не так. Мы не хотели связывать наше имя с «Адастом». Правда, в Polly, прежних машинах Grafitec, некоторые части производились на этом заводе. Но сейчас, насколько нам известно, «Адаст» печатных машин не производит. В связи с тем, что в Чехии больше нет предприятия, которое выпускало бы запчасти для машин Adast, KBA-Grafitec взял на себя эти обязательства, а эксклюзивным поставщиком этих запчастей в России является компания «КБА РУС»
ГАРТ: Возможна ли в «Рапиде 75» опция УФ-печати?
ЮУ: Нет, УФ-технологии используются чаще всего для невпитывающих материалов, а эта машина предназначена в основном для бумаги. У нее не столь большой диапазон толщин запечатываемых материалов — у «Рапиды 74» он был до 1,2 мм, у «Рапиды 75» — до 0,6 мм. Это говорит о том, что она предназначена для более массовых материалов. Но, тем не менее, завод планирует разработку оснащения этой машины для УФ-печати.
ГАРТ: А как же печать на лентикулярном пластике второго формата? Это толстый материал, и для него нужны УФ-краски…
ЮУ: По лентикуляру чаще печатают на третьем формате, для этого есть Genius 52. Печать же по такому пластику во втором формате — слишком узкая ниша.
ГАРТ: Некоторые компании, ведут работы над созданием светодиодных УФ-сушек. Ведутся ли в КВА работы в этом направлении?
РЗ: КБА производит собственные сушильные устройства. Однако по данному поводу мы пока не можем дать никакой информации.
ГАРТ: Понимаю — коммерческая тайна. А будет ли выпущена листовая машина формата более 205 см?
РЗ: Нет, это самая большая машина, и этого уже достаточно
ГАРТ: Скажите, а что вы думаете относительно выставки «ПолиграфИнтер»? Понятно, что крупная компания обязана на ней присутствовать, но будет ли это продуктивно? Или просто — мероприятие для поддержания имиджа?
СС: Мы долго думали, принимать ли нам участие в этой выставке. Надо сказать, что каждый квадратный метр экспозиции стоит больших денег: в Москве очень дорого участвовать в выставке. В итоге мы решили принять участие, даже если наш стенд будет не столь большим. Каким именно будет это участие, с какими экспонатами, говорить пока рано. Если анализировать тенденции рынка, то мы считаем это правильным решением. Надеюсь, мы достигнем таких же результатов, как на пекинской выставке.
ГАРТ: А каковы были успехи в Пекине?
РЗ: Мы видели очень большой интерес: машин 75-го, 105-го и 106-го формата продали в три раза больше, чем на предыдущей выставке четыре года назад. Причем покупали их те типографии, которые печатают для внутреннего рынка, а не на экспорт.
ГАРТ: Спасибо за интересный и откровенный разговор. Желаем таких же успехов и на российском рынке!