НОМЕР 3-4 2009


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера

ЭТЮД В БЕЛО-СЕРЫХ

«Кантрабасом» завезли —
«кантрабасом» и вывозить будем!
(фольклор специалистов)

Использовать музыкальные инструменты в качестве тары для незаконного перемещения предметов через границу — идея не самая оригинальная, описанная, видимо, во всех учебниках для начинающих сотрудников таможенных служб. Но слово «кантрабас» имело в конце прошлого века совершенно определенное значение. Этим способом на территорию нашей страны попадала существенная часть зарубежных товаров. В основном это был «серый» импорт (когда спецификация товара или его стоимость не соответствовали актуальным), но использовались и «черные» варианты (когда часть товара в грузе просто не декларировалась). И те, и другие являются таможенными нарушениями, но санкции за них разные.

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ

Сначала немного теории. На самом деле таможенные платежи — это большой государственный бизнес и один из основных источников дохода бюджета РФ. По информации ФТС, в 2009 г. их доля в «наполнении» должна составить 54% (51% в 2008 г.) И это при условии, что импорт и экспорт товаров существенно сократятся в связи с кризисом.

Таможня всегда была далекой от высоких музыкальных сентенций. Она была рыночной. В смысле, похожей на местный колхозный рынок. Импортер приходит на этот рынок и может торговаться, если у него есть время и желание. Купить условные помидоры по самой низкой цене. Помидоры на этом рынке все от одного оптовика, но брокеры разные. И даже не в том дело, что существует институт таможенного брокерства. Он существует и в развитых странах. Но в нашей — он, как обычно, специфический.

АРИФМЕТИКА

Предположим, российская компания приобретает у зарубежного производителя партию условных девайсов реальной стоимостью 10 тыс. долл. Условная доставка обходится в 1 тыс. долл. Таможенная стоимость составляет 11 тыс., на которые сначала начисляется импортная пошлина (пусть она составляет 10%), потом НДС (18%). В результате, импортер должен будет на таможне доплатить к 11 тыс. еще честные 3278 долл. Плюс еще тариф за оформление. А вот если занизить в декларации стоимость груза на 30% (до 7 тыс. долл), можно сэкономить на таможенных платежах ни много ни мало 894 долл. Но если это товар для продажи, то НДС придется доплатить и заплатить еще налог на прибыль. Поэтому используются усложненные серые схемы, с использованием фирм-однодневок. И в эти игры продолжает играть большая часть импортеров, после долгой торговли покупая помидоры по самой низкой цене.

ЛОГИКА ЛОГИСТИКИ

На самом деле решение об оптимизации налогов — логичное для любого бизнесмена. Зачем платить много, когда можно платить немного меньше, оставаясь при этом, конечно, в рамках законодательства. Ведь некоммерческую мотивацию сделок еще никто не отменял.

Таможня должна верить представленным инвойсам, если они подтверждены производителем. Но это служба, задачей которой является пополнение бюджета страны. Вот тут и начинаются логичные попытки «отжать» больше денег из импортера, повышая минимальную стоимость товара. Зачастую импортерам приходится платить пошлину и НДС с суммы выше той, по которой они на самом деле приобретали товар. Такие ситуации возникали и с бумагой, и с офсетными пластинами... Хороший таможенный посредник может помочь и сэкономить время. Он просто знает минимальную цену, ниже которой купить помидоры на данном колхозном рынке нельзя.

ОТМЕНА НДС

Вот мы и дождались антикризисных мер. У многих участников рынка могла возникнуть эйфория по поводу отмены НДС при импорте многих видов полиграфического оборудования. Это, безусловно, хорошо, но не настолько здорово, как кажется.

1. Воспользоваться этой льготой типография сможет, если только сама заключит прямой контракт с зарубежным поставщиком оборудования (не с московским офисом) и будет заниматься «растаможкой» груза на себя. Это не так сложно, как кажется, но необходимы все атрибуты: контракт, паспорт сделки, многочисленные дополнительные бумаги, регистрация на таможне, прохождение валютного контроля и пр. Конечно, если разговор идет о возможности сэкономить 100 тыс. долл., то овчинка стоит выделки. А вот если 5 тыс., то вряд ли стоит связываться.

2. Взять в лизинг оборудование без НДС не получится. По крайней мере, без применения серых экономических схем (уже не только таможенных).

3. Если типография все-таки воспользовалась льготой и приобрела оборудование по всем правилам, но захочет потом его продать, то ей придется заплатить НДС.

4. Никакие серые схемы с «однодневками» не помогут, а занижать стоимость тоже нет смысла, ведь теперь нет ни импортной пошлины, ни НДС.

5. Только НОВЫЕ полу- и полноформатные листовые офсетные машины попадают под льготу. Можно завезти в Россию без НДС любую рулонную офсетную рухлядь, или неновую ГТО 52. Но 72-ю или 102-ю машины — только новые. А начиная от 107 см НДС придется заплатить как за новую, так и за бывшую в употреблении машину.

 

Вот как-то так. Есть, конечно, некоторое послабление для поставщиков. Они теперь при прохождении таможни НДС на оборудование сразу не платят. Но завозить сегодня новую машину на склад — большой риск. Ведь клиент может отказаться, или сказать, что он лучше воспользуется льготой, а уже «поздно пить Боржоми». Да и НДС — это налог не всегда вредный. Иногда, уплатив его, можно извлечь пользу. Все зависит от арифметики.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства