СТАРАЯ, СТАРАЯ СКАЗКА
Но, к сожалению, не
от нас с вами зависит
осуществление этого
разумного проекта.
М. Е. Салтыков-Щедрин,
«Письма к тетеньке»,
1881 г.
Тема пошлин кажется избитой до неприличия. Казалось бы, давно пора забыть, но мы все еще лелеем надежду. Хотя и понимаем, что это бесполезно.
«… Я не так давно был на встрече российских «бумажников» в Вене. Посмотрел на них, послушал и сделал для себя очень простой вывод: мелованную бумагу в России делать не будут и пошлины на нее не отменят (если не повысят)…
ГАРТ: Да и большинство из наших «лесников» уже давно не наши».
Действительно, можно взять в кавычки не только «бумажников» и «лесников», но и «российских». Не собрались же они в Сыктывкаре, к примеру. Главред предлагал некую операцию по покупке российской госкорпорацией компании M-real для того, чтобы снабдить Россию мелованной бумагой. Все вроде бы красиво, но отсутствует одна важнейшая деталь. Кто кому откаты давать будет? Лесная индустрия-то у нас о-го-го, какая!
ЭКОНОМИКА
Да и будет ли толк с ликвидации этой самой пошлины, если, судя по высказываниям представителей типографий, большинство участников рынка привыкли работать в такой ситуации? Когда уничтожили пятипроцентную пошлину на полиграфическое оборудование, массового снижения цен не случилось. Причина в том, что 5% — «слишком маленькая цифра, чтобы отразиться на итоговой цене». Как бы то же само не вышло и с бумагой. Ну что такое, в самом деле, 15%? И какова, интересно, должна быть цифра, чтобы отразиться на этой самой итоговой цене?
Ожидать милости от природы, государства и поставщиков полиграфистам не стоит: понижения пошлин скорее всего не будет, а если и будет — они его не почувствуют. С другой стороны, в последнее время уменьшается потребление меловки. И еще неизвестно, все ли издания переживут кризис. Также не исключено, что некоторые из них поменяют вид бумаги и откажутся от мелованной бумаги в пользу офсетной. Так, глядишь, и проблема пошлин решится сама собой.
ДЕМОГРАФИЯ
Я всегда считал, что потребление бумаги на душу населения зависит от уровня жизни: чем выше уровень, тем оно больше. И полагал, что рост уровня жизни даст полиграфистам больше заказов. Но оптимизм оказался чрезмерен. По потреблению бумаги мы отстаем даже от тех стран, которые опережаем по уровню жизни (по крайней мере, если верить нашей статистике).
В самом деле, с чего бы такой парадокс? Неужели китайцы обгоняют нас по потреблению бумаги за счет цитатников и докладов партсъездов? Наверное, дело все же не только в этом. Да, мы мало потребляем, но что означает «мы»? Ведь на самом-то деле богато живет 2% населения. Предположим для простоты, что каждый пятидесятый житель у нас — это НР, который денег не считает (хотя теперь, наверное, даже НР стали покупать бюджетные бриллианты). Но в два горла есть он все равно не сможет. И читать полсотни книжек в месяц — тоже. И даже его жена вряд ли будет пролистывать за месяц сотню глянцевых журналов. А отъедешь от Москвы километров на двести — и увидишь совсем другую страну. В провинции не редкость люди, получающие минимальную зарплату и ведущие натуральное хозяйство, чтобы выжить. Много ли они будут покупать полиграфической продукции? Будут ли дети этих людей читать книги и журналы?
В большинстве других стран, даже не очень одаренных нефтью и газом, такого резкого неравенства нет. Где-то — еще социализм, где-то — уже социализм. А у нас — все еще перестройка чего-то во что-то. Проблема, таким образом, не в том, что у нас много богатых, а том, что их очень мало. Для экономики (и в особенности полиграфии) тысяча миллионеров лучше, чем один миллиардер.
Самое печальное, что разрыв между богатыми и бедными отнюдь не уменьшается, как и число «трудовых мигрантов». Сдается мне, такая политика до добра не доведет. В перспективе она грозит большими неприятностями, но полиграфисты видят результат уже сейчас: мало мы потребляем. Какую полиграфическую продукцию могут потреблять гастарбайтеры? Они не всегда умеют читать, да если и умеют — им все равно некогда: отработал 12–14 часов в день, послал деньги домой — и спать. Если кто-нибудь на эти деньги и купит книжек, то уже не здесь и не наших.
Стало уже общим местом, что нашей экономике не хватает квалифицированных рабочих (и рабочих вообще), вместо них навыпускали такое множество финансистов, маркетологов и т. п., что работать им просто негде. Некоторые всерьез считают, что современная экономика подразумевает превращение коренных жителей страны в касту «белых воротничков», а руками пусть работают «гости из ближнего зарубежья». Ни в ближней, ни в дальней перспективе такие прожекты не сулят ничего хорошего. Толпы бесполезных маркетологов — с одной стороны. Рабочие-гастарбайтеры — с другой. Потом вдруг оказывается, как это произошло в одной европейской стране, что столица заселена выходцами из бывших колоний. А коренное население вымирает. Конечно, можно сказать, что это не дело полиграфистов. Но, как говорили порицаемые ныне классики, нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Хотя бы потому, что надо нанимать рабочих и продавать кому-то печатную продукцию.
ЭКОЛОГИЯ
Разумеется, всяк понимает экологичность по-своему. Один производит бумагу из дерева — и говорит, что она экологична, поскольку деревья — возобновляемый ресурс. Другой делает бумагу из пластика и не нарадуется, что для ее производства не надо рубить деревья — какая польза для природы!
Действительно, древесина — возобновляемый ресурс. Но сколько энергии и воды требуется для ее производства? История Байкальского ЦБК, который столько лет загрязнял уникальное озеро, — наглядный пример того, как потребление возобновляемой древесины губит уникальный объект природы. А будь водоем не столь уникальным — и было бы все тихо и спокойно, как и везде, где производится целлюлоза. С этой стороны перенос производства целлюлозы из Европы в Россию, Китай и Бразилию можно рассматривать и как вынос вредного производства из региона проживания «золотого миллиарда». А уж как мы тут будем выкручиваться — это не их проблемы. Как было сказано в одном интервью: «Девиз всех компаний: мы в этом бизнесе, чтобы делать деньги, а не бумагу…»
Вообще борьба за экологию для полиграфистов выходит боком. Как бы мы ни расхваливали свою продукцию, в конечном счете, самые экологичные средства хранения информации — электронные.
ЭКОЛОГИЯ
Одна российская компания — известный поставщик бумаги, уже давно занимается производством упаковочной пленки и нетканых материалов. Наглядный пример того, что как полиграфисты, так и их поставщики уже не находятся на «столбовой дороге», где и получаются наибольшие прибыли.
Но может, и производство бумаги из древесины не стоит воспринимать как свет в окошке? Уже говорилось об уменьшении количества бумажной этикетки для продуктов питания.
В сущности, постепенное уменьшение потребления бумаги из дерева не представляет собой чего-то экстраординарного. В полиграфии пластик сейчас серьезно потеснил бумагу из древесины.
Если производители «деревянной» бумаги и дальше будут повышать цены, то сами подтолкнут потребителя к использованию пластика не только для этикеток. Конечно, синтетическая бумага применяется и сейчас, хотя редко — в основном из-за цены. Но она, как известно, зависит от объемов производства и стоимости сырья. Объемы понемногу растут, а стоимость нефти и газа имеет тенденцию к снижению. Если синтетическая бумага для офсетной печати при аналогичной толщине прочнее, долговечнее и менее прозрачна, чем «деревянная», то почему бы и нет?
А еще время от времени появляются сообщения о производстве бумаги из более или менее экзотических материалов — листьев банана, волокон кокосовых орехов, соломы, даже отходов, которые остаются после выжимки яблочного сока. Может быть, в сочетании с синтетической бумагой все эти новшества когда-нибудь сделают нас менее зависимыми от лесной промышленности, которая, говорят, является, как бы это помягче выразиться… одной из наименее прозрачных отраслей народного хозяйства.
ИМПОРТ МЕЛОВАННЫХ БУМАГ И КАРТОНОВ В РФ (тыс. т)
Коллеги из «Содружества бумажных оптовиков» (СБО) познакомили нас с анализом российской таможенной статистики по импортным бумагам за 2008 г. Если поделить ее на первые десять и последние два месяца, то импорт бумаги впервые за многие годы достаточно адекватно отражает состояние дел в нашей полиграфии. До сентября оптовики старались завозить бумагу «по старинке» на все имеющиеся деньги. В прошлые годы результатом становился рост импорта листовой меловки на 30%. В сентябре наступили проблемы с кредитными деньгами, и все изменилось. Именно это наглядно демонстрируют данные ноября-декабря.
Надо сказать, что за год импорт листовой мелованной бумаги все равно вырос на 20,5%. При том, что потребление типографий больше чем на 15% вырасти не могло. Логика подсказывает, что складские запасы некоторых оптовиков на начало 2009 г. существенно увеличились. Ну что же, будем следить за развитием ситуации.
|