|
Михаил ТЕНЦЕР
Типография «Борус» Генеральный директор (Тула)
|
ГАРТ: Разумеется, первый вопрос — на самую злободневную тему: как поживает кризис? Действительно ли есть реальные потери или, как утверждают стойкие оптимисты, он только в головах?
М. Т.: Конечно, потери есть. По объему продукции — порядка 30%. Пришлось сократить около 20% сотрудников. И, если не полегчает, такую политику придется продолжить. Мы были вынуждены уменьшить площадь и количество сотрудников московского офиса.
ГАРТ: Интересно, он еще приносит прибыль?
М. Т.: Раньше приносил. Теперь уже фактически нет, просто оправдывает себя. Но он играет свою роль в логистике: через него осуществляется отправка заказов клиентам, а также доставка расходных материалов в Тулу.
ГАРТ: Наверное, усилились проблемы с оплатой заказов?
М. Т.: Да, конечно. Кое-кто, конечно, просто не хочет платить, ссылаясь на кризис, а кое-кто — действительно не может. Некоторые клиенты просто исчезают. В смысле, закрываются. До кризиса у нас в Туле было несколько рекламных журналов…
ГАРТ: Местных?
М. Т.: Да, тульских. И вот теперь остался всего один.
ГАРТ: А если все останется на этом уровне, т. е. дальнейшего ухудшения не будет, то можно ли так работать и дальше?
М. Т.: Можно, конечно. Но развитие очень замедлится, а менять технику так или иначе надо: износ, к сожалению, от кризиса не зависит. Труднее будет с развитием, да и просто с поддержанием производства на уровне.
ГАРТ: Михаил, а в Туле какие-то из типографий закрылись?
М. Т.: Фактически, сокращения мощностей не происходит. Более того — одна из типографий осенью купила такую же, как у нас, печатную машину. Но запустить не успели: наступил кризис, и все оборудование стоит в упаковке.
ГАРТ: Да, наверное, лучше уж так, чем содержать предприятие со штатом и прочими расходами. Ну, если типографию «Борус» пытаются копировать, это для нее хорошая рекомендация. К сожалению, последствия такого копирования плохие - конкуренция по цене и демпинг. Получается, количество типографий не уменьшается?
М. Т.: Уменьшится, со временем. Сейчас некоторые живут за счет накопленного жирка, ждут улучшений. Но у кого-то резервы закончатся раньше.
ГАРТ: У нас вообще считается неприличным признаваться, что компания потерпела неудачу…
М. Т.: Ну да, зазорно. Но рано или поздно некоторым придется закрыться. Даже если производство законсервировать, какие-то текущие расходы все равно остаются. А некоторые даже печатают «несмотря ни на что» — дескать, даже если нам не платят, работу останавливать не будем.
ГАРТ: Но какой в этом смысл?
М. Т.: Не знаю. У нас отношение к рентабельности сильно изменилось после внедрения системы автоматического учета и контроля. Раскрылись глаза: оказывается, не так уж мало заказов мы делали себе в убыток. Отказались от них — и стало только лучше.
ГАРТ: Получается, работы стало меньше, а прибыли — больше. И не стоит попрекать конкурентов, что они занимаются демпингом — лучше самим никогда до этого не опускаться.
М. Т.: Мы не стремимся удержать клиента любой ценой. Если видим, что от того или иного заказчика вместо прибыли — проблемы, то пусть он разоряет наших конкурентов.
ГАРТ: Давайте поговорим о «железе». В «Борусе», как видно, его уважают: первая печатная машина стоит в фойе как памятный экспонат, на стенах — фото техники… А ведь некоторые всерьез убеждены, что «железо» — ничто, а маркетинг — все. Может быть, я немного утрирую, но действительно есть мнение, что, сколько оборудования ни накупай — никакой разницы не будет, все равно будешь продавать ту же продукцию по той же цене. В общем, все дело в искусстве продаж, а на чем работать — дело десятое. Вы разделяете такую точку зрения?
М. Т.: Нет. Конечно же, от техники многое зависит. Если мы сейчас чувствуем себя устойчиво и уверенно, то это во многом именно благодаря тому, что не ошиблись с ее выбором.
ГАРТ: В прошлом году «Борус» попал в число призеров конкурса «Мэтр полиграфии» в номинации «Школа». Не умаляя значения других номинаций, следует понимать, что именно в данном случае очень многое зависит как от печатника, так и от машины. Собираетесь ли в этом году участвовать?
М. Т.: Да, конечно. Если «Мэтр» будет. Очень не хотелось бы, чтобы кризис его сгубил. Может, на церемонии награждения и стоит сэкономить, но сам конкурс нужен.
ГАРТ: А как насчет визита на «Полиграфинтер» этой осенью?
М. Т.: Честно говоря, в данном случае у нас энтузиазма нет… Раньше мы и сами ездили, и сотрудников посылали. Конечно, если выставка будет, — то поедем. Походить, пообщаться. Но очень сильно сомневаюсь, что там будет что-то интересное. Большая часть техники, демонстрируемой на выставках, — это то, что уже кем-то куплено. А что будет в этом году? Маленькие стенды с менеджерами и телевизором…
ГАРТ: Может быть, имело бы смысл передвинуть выставку на весну?
М. Т.: Да на весну — это еще слишком рано. Ничего за это время всерьез не переменится.
ГАРТ: Поскольку речь зашла о переменах, не собираетесь ли вы что-то кардинально изменять у себя в типографии? Теперь принято провозглашать, что кризис - не время для огорчений. Наоборот, именно в такие моменты следует развиваться…
М. Т.: Да желаний-то у нас много: и то хочется сделать, и это. Но, вопреки теории, развивались мы именно тогда, когда было все в порядке. Еще в прошлом году закупили высечку — серьезный автомат с возможностью удаления облоя и две фальцевально-склеивающие машины. Для послепечати пришлось даже арендовать дополнительную площадь, хотя у нас и собственное здание не маленькое. Теперь — все, средств нет.
ГАРТ: А как у вас с саморекламой? Меньше даете?
М. Т.: Больше. Сейчас вдвое уменьшилась цена на наружку, размещаем щиты 3х6. Рекламируемся по радио, а теперь и об Интернете задумались.
ГАРТ: Т. е. на самом деле имеет место не депрессия, а реальная проблема падения прибыли. В таком случае, возможно, есть какие-то планы по слиянию и поглощению?
М. Т.: Нет, и таких планов нет.
ГАРТ: А как насчет специализации и кооперации?
М. Т.: К сожалению, у нас в стране вообще пока что плохо получается с этим направлением. За рубежом действительно существуют узконаправленные полиграфические производства, которые выполняют заказы типографий — например, делают высечку, склейку, лакирование и т. п. Вроде все рационально и перспективно… Но все же нет еще в России такой обязательности и ответственности, как за рубежом. Сдаешь тираж для отделки на сторону — и не знаешь, чем дело кончится.
ГАРТ: Михаил, а на расходных материалах экономите?
М. Т.: Нет. Пока еще нет. Стараемся держаться. Но цены растут, положение ухудшается… А клиенты платят в рублях.
ГАРТ: Поставщики не снижают цены даже в евро?
М. Т.: Нет. Если так и дальше пойдет, придется подумать и об экономии — то есть подборе более дешевых марок.
ГАРТ: А напрямую у производителя ничего не закупаете?
М. Т.: Из расходных — ничего. Слишком много разновидностей материалов, чтобы имело смысл завозить их самостоятельно. Что касается оборудования, купили напрямую за границей ламинатор — очень хороший, справляется с любыми пленками и обеспечивает равномерный прижим по всей площади, никаких проблем с пузырями. Увидели его на заграничной выставке и купили. В России представительства этой компании нет.
ГАРТ: Да, вот еще один довод в пользу того, что на выставке должна быть настоящая техника, а не только плакаты и телевизоры. А как с сервисным обслуживанием этого ламинатора?
М. Т.: Надо сказать, он до сих пор практически не ломался. Была проблемка с электроникой, так англичане устранили ее по модему!
ГАРТ: Прогресс, однако! Ну что же, остается только пожелать всем без поломок пережить трудное время и успешно развиваться дальше.