НОМЕР 1-2 2009

Обложка


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Интервью

Андрей
ЗАРЕЦКИЙ
«Август Борг»
Генеральный
директор

ГАРТ: Андрей, как Вы оцениваете перспективы развития нашей полиграфии? Это поход вниз или наступает уже некоторая фиксация?

А. З.: Однозначно вниз. Причина совершенно простая. Само по себе снижение объема заказов — это не проблема. Можно сократить людей, законсервировать часть оборудования, реструктурировать кредитные и лизинговые нагрузки, но продолжать работать. Основная проблема — продолжающееся падение цен на наши услуги. Заказчик практически не оставляет ни грамма кислорода. Кому-то из них на самом деле бюджет не позволяет платить нормальную цену, а другие просто пользуются ситуацией.

Мы, конечно, должны работать. Но работать на ценах, которые дают хоть какую-то прибыль.

ГАРТ: Как Вы оцениваете перспективы 30%-ного сокращения объемов нашего рынка?

А. З.: Смотря в чем считать. У нас оборот за первые три месяца этого года вырос. Бумаги потребляем больше, чем в 2008 г. Но вот доля ее в себестоимости продукции тоже существенно возросла: с 37 до 60%. Я же говорю, что для нашей и для любой нормальной типографии сегодня важно то, сколько мы зарабатываем.

ГАРТ: Как дела на календарном рынке?

А. З.: Рынок календарей в 2008 г. немного вырос. Не на 20%, как обычно, но все же увеличился в годовом исчислении. Но ноябрь и декабрь были существенно хуже, чем в 2007 г. Это касается и календарей, и аксессуаров (блоки, пружины, пикколо).

Вообще, если говорить о типографии «Август Борг», мы до октября шли с опережением на 20% по сравнению с результатами 2007 г. Но прибыль в результате серьезно сократилась.

Возникшая у нас проблема была обусловлена тем, что мы готовились к серьезному скачку. Инвестировали средства. Набирали и обучали людей под то оборудование, которое планировали установить.

ГАРТ: Вы же новую печатную машину собирались приобретать?

А. З.: Мы существенно увеличили парк послепечатного оборудования и собирались покупать новую печатную машину, верно. Под это оборудование и под повышение объемов формировали новые смены. Принимали на работу «будущих» специалистов, обучали, прививали корпоративную культуру. Инвестировали в новых членов команды. Эти планы не реализовались, и деньги были потрачены зря, но на тот момент это были необходимые шаги.

Мы должны были установить в ноябре Speedmaster XL 105-5+L со всеми необходимыми «наворотами». Этого чудом не случилось. Фактически спас банк, еще накануне обещавший деньги, который вдруг взял и сказал: «Денег не дадим, кризис на пороге». Если бы купили, дополнительную лизинговую нагрузку наверняка бы не потянули. Она у нас и так достаточно большая.

ГАРТ: Так что, не надо было так агрессивно расти? Поосторожней, поскромнее…

А. З.: Я бы сравнил ситуацию с войной. Те типографии, кто боялся и перестраховывался, сегодня, конечно, в лучшем положении. Когда армия отступает — первыми в теплых казармах окажутся те, кто был в арьергарде. А часть тех, кто был на передовой и должен был стать героем, могут и пострелять. Но когда начнется новое наступление, осторожные опять сильно отстанут. Им пожизненно суждено идти в арьергарде.

ГАРТ: Людей сократили?

А. З.: Да, конечно. Но, я считаю, что есть и позитивные факторы. У 99% оставшихся сотрудников зарплата не снизилась. Люди сегодня работают совсем не так, как работали до кризиса. Если раньше операторы машин не пытались даже понять управленцев, которые требовали повышения эффективности процесса, то теперь все понимают, что такое рубль зарплаты, и это очень важно.

ГАРТ: Перевели всех на сдельную?

А. З.: Не совсем так, но теперь зарплаты существенно больше зависят от выработки. И если в прошлом году, когда я понял, что у нас падает производительность труда, и попытался снизить зарплату, получил такой молчаливый отпор, что почел за счастье тихо ретироваться. В то время люди сами для себя приняли некоторую комфортную форму производительности. Не то чтобы кто-то филонил или нагличал, но и работали не в полную силу. А сегодня все понимают, что кризис может коснуться всех, и выйдет из него та команда, которая будет бороться плечом к плечу.

ГАРТ: Ну и что теперь делать?

А. З.: Понятно, что надо все оптимизировать и повышать эффективность производства. Что очень важно — по-новому считать экономику. Не год, а максимум квартал.

Этот кризис ни в какое сравнение не идет с 98 годом. Тот был коротким, а этот по своему интегральному воздействию окажется существенно более длинным.

Это как в примере про человека, которому каждый месяц не хватает рубля до зарплаты. На тех реальных заработках, которые типографии сегодня имеют, начиная с какого-то момента, бизнес заканчивается. Не так много компаний, которые четко считают свою экономику и отслеживают долги. У нас, конечно, был некоторый «подкожный жирок», но у многих других его не было. Хотя до концлагерных скелетов большинству пока еще далековато.

Все понимают, что ситуация только ухудшится. Апрель еще ладно, но потом май, июнь... Надо будет платить зарплату, а не из чего. Мы, например, в этот момент обычно брали кредит в банке, будучи уверены, что в конце года отдадим. Ведь будет сезон... А сегодня никакой уверенности нет.

Можно отпустить всех в неоплачиваемый отпуск и сказать арендодателю, что платить в этом месяце не можем, но это не выход. Из такого отпуска вернутся не все, а арендодатели долгов не прощают.

ГАРТ: Да, аренда для типографии — это большая проблема.

А. З.: Нам арендодатель предложил скидку в 15% на нашу долларовую стоимость аренды. Но метров 700 в сумме мы все равно сократили. Не могу сказать, что они были совсем лишними, но одной из идей стало желание привлечь в качестве соседа-партнера дизайн-бюро или небольшое издательство. Пусть они работают здесь, на Первомайской, сдают заказы нам на печать, а мы бы загружали их своими работами. И всем было бы хорошо.

ГАРТ: Это идея, которая первой приходит в голову. Но у большинства компактных профессиональных компаний проблемы помещений решены...

А. З.: Правильно. Типографии этой идеей болели всегда. Но теперь изменилась экономическая ситуация. И это очень важно. Почему бы не сдать площади хорошим людям, да еще и получить небольшой синергический эффект?

ГАРТ: Но это тактика.

А. З.: Да, конечно, тактика. А стратегия проста. Выживут те, кто сумеет радикально оптимизировать производство (ведь сокращение издержек — лишь верхушка айсберга) и найдет новые каналы продаж с нормальными ценами и объемами.

Мы подумываем начать завозить бумагу из Финляндии. Все просто. Мой знакомый — владелец транспортной компании, есть возвратные фуры... Это ни в коем случае не стратегия, и позволить себе такие «игры» могут только те типографии, у кого есть свободные деньги. Брать на это кредит нет смысла.

ГАРТ: А суперавтоматизированное оборудование? Ведь раньше вы шли именно таким путем?

А. З.: Оптимизация издержек сегодня — не обязательно покупка суперавтоматизированного оборудования. Нет смысла иметь быстрый автомат на некотором участке, чтобы он определенную операцию выполнял не за 40, а за 8 минут, а потом простаивал оставшиеся 32 до поступления следующей работы. Необходима именно оптимизация конкретного производства, чтобы оно становилось более сбалансированным.

Любое оборудование должно быть загружено семь дней в неделю по двадцать четыре часа с коэффицентом 85% — именно это и есть оптимизация. Любая другая загрузка — путь к банкротству. Не сегодня, так завтра. «Реальные» типографии войдут во вкус в вопросах оптимизации, и на полпути их уже не остановить. Кризис дал старт соревнованиям с новыми правилами. Именно это самый важный вывод, который мы делаем для себя!

ГАРТ: Возвращаясь к сегодняшним ценам. Насколько они снизились?

А. З.: Есть «бойцы», которые продают приладку на машине полного формата за 70 евро. В теории это бесспорно выгодно, если машина настолько автоматизирована, что печатники влегкую делают на ней 40 и больше приладок за 12–часовую смену.

ГАРТ: На полном формате 40 приладок? Это только японские легенды... Да и где же столько заказов взять?

А. З.: Это возможно, если, например, печатать малотиражные и многополосные издания. Но найти такую регулярную загрузку тяжело. И машин, которые могут с ней справиться, в России пока немного. Но самое главное, что здесь еще необходим менеджмент, который обеспечит и продажи, и производство.

ГАРТ: Менеджмент — понятно. Но так ли важна машина?

А. З.: Я могу привести неправильную ассоциацию. У меня достаточно быстрый автомобиль. Я никогда на нем не разгонялся до максимальной скорости в 280 км/ч, но есть уверенность, что на правильной дороге для него это не проблема.

Если у тебя уже есть современная печатная машина, то нужно использовать ее возможности. Покупать в сегодняшней ситуации новую, мне кажется, пока не стоит.

Мы в свое время долго думали насчет стратегии развития. Рассматривали два варианта: развивать послепечать или заняться УФ-печатью. Выбрали первый, потому что было ясно, что конкуренция на рынке УФ-печати в определенный момент станет очень сильной. И мы сделали ставку именно на новое профессиональное послепечатное оборудование, чтобы обеспечивать стабильное качество. Наше послепечатное оборудование сегодня соответствует по мощности предприятию, имеющему рулонную печать.

Мы с самого начала планировали загружать эту технику в рамках субподряда для московских и не только типографий.

Есть надежда, что многие коллеги начнут правильно считать деньги, что приведет, наконец, к расширению кооперации между типографиями.

ГАРТ: Имеется в виду, что сегодня нет смысла держать оборудование, которое работает всего две-три смены в месяц?

А. З.: Да, именно так. Проще найти надежного субподрядчика.

ГАРТ: Или вообще объединиться?

А. З.: Да. Слияния — это тема дня. Пример «Парель» и «Солпринт» — очень позитивный. Абсолютно разумное решение. С точки зрения логики, сливаться сегодня должны похожие типографии. Похожие по организации, масштабу, форме собственности.

Смысл объединения на сегодняшний момент очень простой. Предположим, сливаются «Август Борг» и другая похожая на нее типография. Мы избавляемся от части оборудования и людей, но объединяем системы продаж. В данной ситуации синергический эффект гарантирован. А если слить пять условных «Август Боргов», то станет еще лучше.

ГАРТ: Но пяти у нас в России нет, не скромничайте :-) Да и переезд тогда будет уже совсем большой.

А. З.: Да, действительно. И я давно говорил, что логичным завершением нашей ситуации станет создание полиграфических «технопарков». Они и сейчас уже формируются, но стихийным образом. Ну не чистые технопарки, но что-то похожее. И географическая кооперация станет первым шагом на пути к слияниям.

Я могу сказать, что мы бы сейчас с удовольствием объединились с кем-нибудь или приобрели какую-нибудь типографию (может, и не одну). С полу- или полноформатной современной печатной машиной. Это сегодня сделать намного разумнее, чем покупать новое оборудование. А к концу лета, видимо, цены упадут еще ниже.

Вообще, я на месте разумного кризисного инвестора сегодня купил бы условно пять типографий, а не стал строить новое производство.

ГАРТ: Да, в прошлый кризис были такие специальные «кризис-инвесторы», которые пришли в полиграфию. Но построить новое производство выглядит более логичным. Нет? А людей — людей перекупить.

А. З.: Нет. Я не согласен. Покупая типографию, он получает ее вместе с лояльными клиентами. Купив менеджеров, он должен будет предложить более низкие цены, чтобы увести, скажем, моих лояльных клиентов. А работать с нелояльными клиентами придется по демпинговым ценам.

Мы, например, в январе-феврале снизили цены для постоянных клиентов. Сами, без их просьб. Стараемся подсказывать им оптимальные решения, предлагаем экономичные варианты с бумагой меньшей плотности, скажем. И нормальные заказчики идут на такую оптимизацию.

Например, крупное издательство — наш очень важный клиент. Они пришли со словами, что мы должны снизить цену на производство. Мы им предложили немного изменить формат, чтобы журналы стали более технологичными. Там очень грамотные люди. Когда поняли все — согласились, и цена их устроила. В прошлом году — ни в какую. Клиенты тоже вынуждены экономить. Наша задача — им помочь, но и заработать при этом! (смеется).














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства