НОМЕР 1-2 2009

Обложка текущего номера


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">











Колонка редактора

НАДСТРОЙКА

Сразу извинюсь за шаблон и аналогии с «перестройкой». Можно еще вспомнить про то, что «надстройка» — тоже термин из социалистического прошлого. Пока не ясно, технопарком или чем-то еще наша отрасль станет в результате кризиса. Понятно, правда, что выйти из него она должна совсем другой. Нет, не только из-за того, что какая-то из типографий с какой-то сольется, кого-то купят или возникнут другие виды кооперации. И не потому, что предприятия будут разоряться. Все эти процессы давно происходят и серьезно влияют на фундаментальные основы отрасли. Индустрия просто должна возродиться другой.

Если вспомнить год 1989... Нет, это слишком давно. Даваете вспомним 1995. Что представляла собой полиграфическая отрасль? Это была сотня крупнейших государственных и приватизированных уже на тот момент полиграфических предприятий. Они и стали базисом отрасли. А надстройкой над ней оказались разививавшиеся в то же время маленькие частные типографии. Например, маленькая «Линейка». На самом деле, что там были за мощности — в современном понимании этого слова? А пленки все выводили в известном журнальном издательстве... Был большой бизнес у поставщиков печатных машин. В 1996 г. раз в месяц приходил человек с мешком денег и покупал комплект для производства фальшивых акцизных марок на даче в Подмосковье... «Однодневкой» его нельзя было назвать. Скоре «трехмесячкой». А еще совершенно легальные региональные энтузиасты начали включаться в процесс производства этикеток...

И вот эта надстройка над базисом зарабатывала неплохие деньги. Зарабатывала года три, пока не наступил август 98-го. Что самое интересное, из того кризиса нормальная надстройка вышла существенно более сильной, чем предприятия базисной части. Они и выходили дольше, и вернулись к разным уровням. Все-таки упаковку газетным и книжным типографиям производить было сложно. Были, конечно и такие базисные предприятия, как МКПК и СПб КПК. Крупнейшие производители упаковки. И где они сегодня?

Теперь наступил новый кризис. Вернее, он уже старый, ведь мы предполагали, что он наступит, еще два года назад... Я считаю, что ко времени выхода из кризиса наша полиграфия должна стать существенно более приближенной к западным моделям. В первую очередь — жестко конкурентной. Просто без этого не получится.

Когда мы выйдем из этого кризиса? Да хоть по осени 2009 г. Есть вероятность. Вернее, сначала надо задаться вопросом: «что значит выйдем?» Вернемся к объемам года 200X по ценам года 200Y? Это будет выход? Или объем полученных заказов при определенной средней цене прогона позволит типографии легче вздохнуть? Есть ощущение, что правильным критерием будет последний.

Давайте теперь зададимся простым вопросом. Кто быстрее выйдет из кризиса: базис, или надстройка? Конечно, скорее опять надстройка. Есть, правда, один вопрос. Не станет ли ею очередная надстройка над надстройкой предыдущей ;-)

Андрей Романов,
главный редактор











 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">













© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства