КОЛОНКА ЗАХАРЖЕВСКОГО
…В конце концов от всех
приобретенных знаний
в памяти у нас остается
только то, что мы
применили на практике.
И. Эккерман,
«Разговоры
с Гете», 1824 г.
Еще недавно проблема набора кадров была очень
острой: сотрудников типографий искали даже с помощью объявлений
в электричках. Однако не прошло, как говорится, и полгода, а
ситуация изменилась самым кардинальным образом.
Некоторые даже считают, что кризис будет иметь
положительные последствия по части кадровой проблемы: позволит
снизить зарплаты и образумить «обнаглевших работяг». Но у данной
ситуации есть и оборотная сторона. Да, зарплаты «ручников» и
прочих рабочих без особой квалификации могут понизиться. Но
что касается печатников, дизайнеров, верстальщиков, а особенно
механиков, электронщиков — дело может обернуться иначе. Многие
из них, если помните, пришли в полиграфию из других отраслей,
когда работа в типографии или издательстве была сравнительно
хлебным занятием.
На этот раз, когда полиграфия одной из первых
попала под удар кризиса, они тоже найдут себе местечко. А переучившись,
захотят ли потом вернуться снова? К примеру, если дизайнер займется
оформлением сайтов, то не факт, что ему будет охота заново вспоминать
премудрости треппинга и оверпринта. И каким калачом заманивать
таких специалистов обратно, если кризис кончится, а типография
не разорится?
В свое время, когда я писал о необходимости
автоматизированного оборудования как средства борьбы с кадровым
голодом, меня назвали идеалистом. Но я повторю снова: без современной
техники тем типографиям, которые останутся после кризиса, не
обойтись. Буквально через пару-другую лет начнется очередной
демографический «провал» и снова встанет проблема недостатка
кадров вообще и квалифицированных кадров, необходимых для обслуживания
современной техники, в особенности. Так что радость по поводу
приведения сотрудников к общему знаменателю может оказаться
преждевременной.
АДЕКВАТНЫЕ КАДРЫ
А что касается «обнаглевших работяг», то к
рабочим относится то же правило, что и к менеджерам по продажам:
они не плохие, они адекватные. Глядя вокруг, любой не совсем
наивный человек может сделать простой вывод: от работы не будешь
богат, а будешь горбат. И сколько ни убивайся в цеху, даже самым
добросовестным образом, все равно никогда не будешь иметь того,
что имеет сосед, не ударивший за свою жизнь палец о палец, но
пристроившийся к кормушке или имеющий правильного родственника.
А трудовой пенсии, как ни работай, все равно не хватит даже
на нормальное пропитание и оплату коммунальных услуг, не говоря
уж о «достойной жизни». Причем не хватит в любом случае, независимо
от того, получал ли ты зарплату в конверте или «белую», на банковскую
карту.
Разумеется, сегодня считать деньги в чужом
кармане считается неполиткорректным (хотя к госчиновникам это
и не относится). Но что же рабочий скажет своему ребенку — «Иди,
сынок, к нам в типографию работать»? Нет, скорее он скажет иначе:
«Иди-ка ты менеджером по закупкам или в банк пробивайся – мешки
ворочать не придется, а будешь при деньгах». И разве можно его
осуждать за такую логику?
НЕ ПО СРЕДСТВАМ
Да, у нас многие перестали понимать реальную
цену денег. Даже в странах гораздо более благополучных многие
люди живут достаточно скромненько. У нас никто и не сядет на
такой велосипед, на каких разъезжают по амстердамской брусчатке:
нам подавай блеск, рессоры и 18 скоростей, как минимум.
Многие люди (да и целые компании) жили и живут
явно не по средствам. Но почему? Во многом — благодаря усилиям
маркетологов, которые умело, надо отдать им должное, «формировали
потребности». В результате нам нужен уже не просто телефон,
а непременно «имиджевый аппарат». До кризиса не дивом были случаи,
когда человек, имеющий зарплату 8-10 тысяч, залезал в кредит
и покупал мобильник за 15. Разумеется, это очень неразумно.
Зато спекулировать на человеческих слабостях — очень доходно.
Но в «реальном секторе экономики» (наконец-то за производством
признали хоть какую-то реальность!) такая политика приводит
к печальным последствиям, в т. ч. и по части кадров.
ЗАЧЕМ НУЖНЫ БАКАЛАВРЫ
У нас принято ругать реформы. Например, введение
в вузах иностранной системы, по которой одни студенты учатся
3 или 4 года и получают звание бакалавра, а другие — 5 или 6
лет и получают звание магистра. Не знаю, везде ли и всегда ли,
но в полиграфии эта система имеет смысл.
В свое время в статье о кадрах я написал следующее:
«Иногда полиграфисты сетуют на отсутствие технологов. Кого действительно
не хватает в типографиях — так это специалистов «среднего звена»,
которые не изучали бы несколько лет фундаментальные законы и
гуманитарные предметы, а твердо знали бы последовательность
действий при той или иной проблеме. Для этого, право же, не
нужно получать диплом о высшем образовании. Нет, технологи тоже
нужны, но далеко не во всех типографиях. В небольших организациях
с однообразными работами их роль вполне успешно могут выполнять
(и выполняют иногда) технологи компаний-поставщиков».
Технолог компании-поставщика должен знать много.
Даже очень много. Свойства и особенности своего товара и товара
конкурентов. Настоящий состав красок, добавок, смывок и т. п.
Я понимаю, конечно, что химические формулы такого рода — жуткая
коммерческая тайна. Но хотя бы состав и свойства основных компонентов
знать необходимо. Для того, чтобы изучить все это, действительно
надо потратить немало времени и сил. А вот сменному мастеру
или технологу небольшой типографии ни к чему тратить лишние
годы на изучение тонкостей, которые никогда не пригодятся ему
на производстве. Таким работникам вполне достаточно звания бакалавра
или диплома колледжа. В крайнем случае, все возможные тонкости
применения тех или иных материалов ему должен объяснить именно
технолог поставщика.
ТО ЖЕ ПЛЮС МВА
Что действительно настораживает — так это увлечение
дипломами МВА и т. п. бизнес-образованием. Нет, я не имею ничего
против бизнес-образования как такового. Наверное, это вещь нужная
и важная. Когда оно служит дополнением к основной специальности.
Например, если директор типографии решил подучиться. Но если
человек никогда ничего не изучал, кроме «бизнес-управления»,
но при этом берется руководить любым подвернувшимся производством,
то это уже начинает напоминать систему, когда диплом университета
марксизма-ленинизма открывал большие перспективы своему владельцу.
До чего доуправлялись таким образом?
Теперь вот — новое поветрие. Надеюсь, полиграфию
оно все же обойдет стороной. Чтобы управлять производственной
компанией, нужно до мелочей представлять себе весь процесс.
К тому же практический опыт, как ни крути,
приходит только по мере наступания на грабли. Но если ошибку
совершает рабочий — это одно, а если руководитель — совсем другое.
Мало какой рабочий сможет нанести предприятию такой ущерб, какой
нанесет менеджер, принимающий не основанные на знании производства
решения. Например, при выборе оборудования. Как замечено давно
и хорошо, выбирают технику одни, а работают на ней и отвечают
за результат — другие. Для исправления ошибок при выборе предпринимаются
запоздалые попытки решить производственные проблемы административными
мерами — вот мы за брак виновного накажем! Да, сейчас уже не
то время, когда оштрафованный рабочий мог просто плюнуть и уйти
в другое место, чтобы не рассчитываться за совершенную ошибку.
Но при стоимости тиража, которая во много раз превышает заработок
печатника, не говоря о других рабочих, начисленный ему штраф
уже мало поможет предприятию. Да и не тот сейчас момент, чтобы
рисковать и испытывать на себе теоретические модели.
УТРО В КВАРТАЛЕ
КРАСНЫХ ФОНАРЕЙ