НОМЕР 11-12 2008


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Юрий
ЗАХАРЖЕВСКИЙ

КОЛОНКА ЗАХАРЖЕВСКОГО

…В конце концов от всех
приобретенных знаний
в памяти у нас остается
только то, что мы
применили на практике.

И. Эккерман,
«Разговоры
с Гете», 1824 г.

Еще недавно проблема набора кадров была очень острой: сотрудников типографий искали даже с помощью объявлений в электричках. Однако не прошло, как говорится, и полгода, а ситуация изменилась самым кардинальным образом.

Некоторые даже считают, что кризис будет иметь положительные последствия по части кадровой проблемы: позволит снизить зарплаты и образумить «обнаглевших работяг». Но у данной ситуации есть и оборотная сторона. Да, зарплаты «ручников» и прочих рабочих без особой квалификации могут понизиться. Но что касается печатников, дизайнеров, верстальщиков, а особенно механиков, электронщиков — дело может обернуться иначе. Многие из них, если помните, пришли в полиграфию из других отраслей, когда работа в типографии или издательстве была сравнительно хлебным занятием.

На этот раз, когда полиграфия одной из первых попала под удар кризиса, они тоже найдут себе местечко. А переучившись, захотят ли потом вернуться снова? К примеру, если дизайнер займется оформлением сайтов, то не факт, что ему будет охота заново вспоминать премудрости треппинга и оверпринта. И каким калачом заманивать таких специалистов обратно, если кризис кончится, а типография не разорится?

В свое время, когда я писал о необходимости автоматизированного оборудования как средства борьбы с кадровым голодом, меня назвали идеалистом. Но я повторю снова: без современной техники тем типографиям, которые останутся после кризиса, не обойтись. Буквально через пару-другую лет начнется очередной демографический «провал» и снова встанет проблема недостатка кадров вообще и квалифицированных кадров, необходимых для обслуживания современной техники, в особенности. Так что радость по поводу приведения сотрудников к общему знаменателю может оказаться преждевременной.

АДЕКВАТНЫЕ КАДРЫ

А что касается «обнаглевших работяг», то к рабочим относится то же правило, что и к менеджерам по продажам: они не плохие, они адекватные. Глядя вокруг, любой не совсем наивный человек может сделать простой вывод: от работы не будешь богат, а будешь горбат. И сколько ни убивайся в цеху, даже самым добросовестным образом, все равно никогда не будешь иметь того, что имеет сосед, не ударивший за свою жизнь палец о палец, но пристроившийся к кормушке или имеющий правильного родственника. А трудовой пенсии, как ни работай, все равно не хватит даже на нормальное пропитание и оплату коммунальных услуг, не говоря уж о «достойной жизни». Причем не хватит в любом случае, независимо от того, получал ли ты зарплату в конверте или «белую», на банковскую карту.

Разумеется, сегодня считать деньги в чужом кармане считается неполиткорректным (хотя к госчиновникам это и не относится). Но что же рабочий скажет своему ребенку — «Иди, сынок, к нам в типографию работать»? Нет, скорее он скажет иначе: «Иди-ка ты менеджером по закупкам или в банк пробивайся – мешки ворочать не придется, а будешь при деньгах». И разве можно его осуждать за такую логику?

НЕ ПО СРЕДСТВАМ

Да, у нас многие перестали понимать реальную цену денег. Даже в странах гораздо более благополучных многие люди живут достаточно скромненько. У нас никто и не сядет на такой велосипед, на каких разъезжают по амстердамской брусчатке: нам подавай блеск, рессоры и 18 скоростей, как минимум.

Многие люди (да и целые компании) жили и живут явно не по средствам. Но почему? Во многом — благодаря усилиям маркетологов, которые умело, надо отдать им должное, «формировали потребности». В результате нам нужен уже не просто телефон, а непременно «имиджевый аппарат». До кризиса не дивом были случаи, когда человек, имеющий зарплату 8-10 тысяч, залезал в кредит и покупал мобильник за 15. Разумеется, это очень неразумно. Зато спекулировать на человеческих слабостях — очень доходно. Но в «реальном секторе экономики» (наконец-то за производством признали хоть какую-то реальность!) такая политика приводит к печальным последствиям, в т. ч. и по части кадров.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ БАКАЛАВРЫ

У нас принято ругать реформы. Например, введение в вузах иностранной системы, по которой одни студенты учатся 3 или 4 года и получают звание бакалавра, а другие — 5 или 6 лет и получают звание магистра. Не знаю, везде ли и всегда ли, но в полиграфии эта система имеет смысл.

В свое время в статье о кадрах я написал следующее: «Иногда полиграфисты сетуют на отсутствие технологов. Кого действительно не хватает в типографиях — так это специалистов «среднего звена», которые не изучали бы несколько лет фундаментальные законы и гуманитарные предметы, а твердо знали бы последовательность действий при той или иной проблеме. Для этого, право же, не нужно получать диплом о высшем образовании. Нет, технологи тоже нужны, но далеко не во всех типографиях. В небольших организациях с однообразными работами их роль вполне успешно могут выполнять (и выполняют иногда) технологи компаний-поставщиков».

Технолог компании-поставщика должен знать много. Даже очень много. Свойства и особенности своего товара и товара конкурентов. Настоящий состав красок, добавок, смывок и т. п. Я понимаю, конечно, что химические формулы такого рода — жуткая коммерческая тайна. Но хотя бы состав и свойства основных компонентов знать необходимо. Для того, чтобы изучить все это, действительно надо потратить немало времени и сил. А вот сменному мастеру или технологу небольшой типографии ни к чему тратить лишние годы на изучение тонкостей, которые никогда не пригодятся ему на производстве. Таким работникам вполне достаточно звания бакалавра или диплома колледжа. В крайнем случае, все возможные тонкости применения тех или иных материалов ему должен объяснить именно технолог поставщика.

ТО ЖЕ ПЛЮС МВА

Что действительно настораживает — так это увлечение дипломами МВА и т. п. бизнес-образованием. Нет, я не имею ничего против бизнес-образования как такового. Наверное, это вещь нужная и важная. Когда оно служит дополнением к основной специальности. Например, если директор типографии решил подучиться. Но если человек никогда ничего не изучал, кроме «бизнес-управления», но при этом берется руководить любым подвернувшимся производством, то это уже начинает напоминать систему, когда диплом университета марксизма-ленинизма открывал большие перспективы своему владельцу. До чего доуправлялись таким образом?

Теперь вот — новое поветрие. Надеюсь, полиграфию оно все же обойдет стороной. Чтобы управлять производственной компанией, нужно до мелочей представлять себе весь процесс.

К тому же практический опыт, как ни крути, приходит только по мере наступания на грабли. Но если ошибку совершает рабочий — это одно, а если руководитель — совсем другое. Мало какой рабочий сможет нанести предприятию такой ущерб, какой нанесет менеджер, принимающий не основанные на знании производства решения. Например, при выборе оборудования. Как замечено давно и хорошо, выбирают технику одни, а работают на ней и отвечают за результат — другие. Для исправления ошибок при выборе предпринимаются запоздалые попытки решить производственные проблемы административными мерами — вот мы за брак виновного накажем! Да, сейчас уже не то время, когда оштрафованный рабочий мог просто плюнуть и уйти в другое место, чтобы не рассчитываться за совершенную ошибку. Но при стоимости тиража, которая во много раз превышает заработок печатника, не говоря о других рабочих, начисленный ему штраф уже мало поможет предприятию. Да и не тот сейчас момент, чтобы рисковать и испытывать на себе теоретические модели.

УТРО В КВАРТАЛЕ
КРАСНЫХ ФОНАРЕЙ














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства