НОМЕР 11-12 2008

Обложка


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера

МАКРО-ПОЛИГРАФИЯ

Это скучная тема. Опять экономическая. Из общения с типографиями и поставщиками складывается характерная картина переходного периода. У кого-то плохо. Кто-то ушел с рынка. Есть те, кто просто ждет, чем все закончится. Но есть и те, кто говорит о том, что все более-менее нормально. Скорее всего, ситуация так и должна была развиваться в нашем реальном секторе, где положено процветать свободному предпринимательству.

Капитал у нас в отрасли создан. Есть средства производства, есть здания и сооружения. Есть источники сырья, технологии и квалифицированные работники. Одна проблема — валовый продукт отрасли не растет. И полиграфический кризис начался у нас задолго до падения цен на нефть. Году в 2007. Тому были разные причины: избыточные мощности, высокие расходы на производство, таможенные пошлины на бумагу... Теперь на все это наложился глобальный кризис, есть типографии, готовые работать по любым ценам. Им ведь надо расплачиваться с долгами.

Вот если был бы регулирующий орган, то добропорядочные типографии и поставщики вздохнули бы куда более свободно (шутка).

Возьмем для примера российские банки. Их, грубо говоря, столько же, сколько коммерческих типографий. Это регулируемый бизнес. Можно сказать, государственно регулируемый. Есть определенные параметры для оценки бизнеса банков. Раз в неделю приходит информация об отзыве лицензий у одного или двух из них. И эта управляемость — очень важный фактор в сохранении стабильности банковского рынка. Можно долго обсуждать взаимосвязи и махинации где-то там на высоком уровне, но это уже частности. Да, конечно, оборот российских банков несравним с оборотом типографий. И есть ЦБ, Минфин и МЭР, которые рулят ситуацией.

Сейчас внимательный читатель скажет: «Так они же и нашу отрасль регулируют». Да, регулируют, но все макроэкономические изменения касаются нас не сразу, и не всегда их эффект соответствует желаниям регуляторов. Есть идея поговорить о влиянии на отрасль кризисных макроизменений.

ДЕВАЛЬВАЦИЯ

В нашем случае — это снижение курса рубля по отношению к бивалютной корзине. Начало ее мы уже пережили. Зачем она была нужна? Для того, чтобы не истратить все валютные запасы ЦБ, в попытках удержать курс рубля к доллару. Ведь еще полгода назад из нашего «деревянного» хотели сделать резервную мировую валюту. Но когда стало ясно, что «профицитность» бюджета РФ под угрозой, а рейтинговые агентства пригрозили за «плавную девальвацию» снизить России рейтинг, ЦБ быстро увеличил верхнюю границу бивалютной корзины до 41 руб., а МЭР переделывает бюджет под средний курс 35 руб./долл. (девальвация более 50%). В 1998 г. девальвация составила более 300%. Это все помнят. Но 35 рублей — это, может быть, еще не конец. Если курс евро к доллару прогуляется до 1,15, что многие ожидают, то доллар будет стоить 38,5 руб., находясь все еще в объявленном коридоре бивалютной корзины. А если средняя цена нефти установится на уровне 30 долл., то начнется второй этап девальвации, верхнюю границу которого сложно предположить.

Говорят, что девальвация выгодна отечественным производителям. Экспортеры нефти и других наших природных ресурсов выиграют. Но они все равно не смогут за ее счет компенсировать снижение мировых цен на нефть и металлы.

Как это коснулось полиграфии? Экспортная продукция в нашей отрасли составляет ничтожную долю. Максимум — упаковка для ближнего зарубежья, которую заказывают российские представительства. Платят они за нее все равно рублями. Бумагу и расходные материалы поставщики уже давно пересчитали в евро, что логично. Заказчики печатной продукции из любого сектора переходить на цены, привязанные к у. е., пока не готовы. Чем выше рублевые цены на печатную продукцию, тем меньше будет потенциальных заказчиков. Это в первую очередь касается рекламно-коммерческого сектора.

Понятно, что у типографий должны несколько снизиться затраты на зарплату и аренду. Но отбить 50%-ное повышение цен на материалы за счет этого тоже не удастся. Кстати, мы уже говорили о том, что рост 1998 г. у производителей упаковки в этот раз не получится. А популизм властей еще сработает. И несмотря на девальвацию они «попросят» цены на продукты питания не повышать.

А вот для экспортно-ориентированных полиграфических стран девальвация может способствовать росту полиграфического производства. Кстати, из наших соседей локальные валюты сильнее всего упали на Украине и в Латвии.

РЕЦЕССИЯ

Этот термин, видимо, знают уже все. Все правильно, это когда ВВП страны сокращается в течение двух кварталов подряд. Крупнейшие экономики уже объявили о вступлении в период рецессии, объявив снижение ВВП на разные доли процента. Нашей повезло больше, у нас пока еще рост по 2008 г. Но даже после девальвации рубля по предварительному прогнозу МЭР, ВВП в России в 2009 г. останется на уровне прошлого года, а может даже снизиться на 0,2%. Что, в соответствии с определением, может привести к рецессии и в нашей стране.

Опять же, по предварительным данным дефицит бюджета РФ в декабре составил 20%, а ВВП снизился на 15% по сравнению с декабрем 2007 г. Это, конечно, отдельно взятый месяц, а не два квартала, но все равно настораживает.

Что интересно, в декабре больше всего сократились объемы производства металлургов и металлообработки, а потом уже нефти и газа. Реальные сектора испытали снижение на 5–7%. Правда, это данные Росстата. Все знают наше к ним отношение. О чем говорят эти цифры? Наверное, о том, что с точки зрения полиграфии еще не все надежды потеряны.

Государство пытается бороться со снижением ВВП. Традиционной мерой у экономистов считается создание глобального, финансируемого государством проекта. Он должен обеспечить рабочие места и рост экономики. Но мы-то знаем, чем заканчиваются в нашей стране такие проекты. Да и к полиграфии нанотехнологии особого отношения иметь не будут. Конечно, есть и другие антикризисные меры. Например, снижение экспортных пошлин на сырье. Есть даже совсем свежий слух о том, что в пакете антикризисных мер могут все-таки снизить до 5% импортную пошлину на мелованную бумагу. Посмотрим.

С одной стороны, рецессия — просто слово такое, характеризующее экономику, но это и некоторый переломный макроэкономический момент, потому что за ней обычно наступает дефляция.

ДЕФЛЯЦИЯ

Это снижение потребительских цен и повышение стоимости денег. «Почему не инфляция?» — спросит внимательный читатель. При снижении производства и повышении уровня безработицы дефляция оказывается естественным процессом. У людей на руках становится слишком мало денег. И тратить их они начинают существенно более вдумчиво, предполагая дальнейшее снижение цен.

Капиталистический опыт говорит, что если рецессия будет сопровождаться продолжительной дефляцией, то это путь к депрессии, схожей с Великой американской конца 30-х годов прошлого века. Поэтому дефляции финансовые институты развитых стран сегодня очень боятся. Можете поверить автору на слово. Попытки стимулировать спрос населения особого успеха не приносят. Безработица пока растет. В США рассматривались варианты введения госналога на покупку бензина. Лишь бы заставить население вынуть денежки из кошельков.

Важно, что сначала возникает промышленная дефляция, когда снижаются цены на сырье и оборудование для производства товаров народного потребления. Она уже присутствует в США. Что самое интересное, она, по неподтвержденным данным, присутствует и в России несмотря на снижение курса рубля. Это и понятно, кризис есть кризис, и многие стараются «выйти в кэш» на любых условиях. Кстати, для нашей полиграфии это весьма характерно.

Период дефляции после наступления кризиса должен быть коротким, иначе он повлечет за собой очередной этап снижения производства и большую дефляционную спираль.

ИНФЛЯЦИЯ

Это хеппи-энд кризиса для развитой страны. Снижение стоимости денег, рост потребительских цен. Первыми признаками станут рост промышленных цен и снижение уровня безработицы.

Как только в США спрос населения начнет стабильно расти вместе с постепенным ростом цен — значит, все хорошо, рецессия прекратится и соотношение евро/доллар может оказаться близким к паритету. Сегодня все полагают, что первой из рецессии выйдет японская экономика, и курс иены по отношению к другим валютам уже вырос до максимумов, которых в истории еще не было. Но японский ЦБ уже несколько раз сказал, что дальнейшего укрепления не допустит. Как мы и предполагали год назад, самой слабой из крупнейших экономик оказалась английская. Именно поэтому фунт так сдал свои позиции по отношению к другим валютам.

В России идет борьба с рублевой инфляцией. Если ею сейчас не заниматься, то можно получить и 30, и 40% годовых. А может, и больше. По плану она должна составить в 2009 г. 13%.

Для нашей полиграфии инфляция — вещь не самая полезная. Как показали прошлые годы, вместе с ней растут зарплата, аренда и услуги, но не цены на печатную продукцию. Правда, это был период не совсем обоснованного укрепления рубля. Тем не менее, инфляция, так же как и девальвация, должны быть в разумных пределах.

МАКРО-НЕФТЬ

Это «супермакро» тема для российской экономики. Она сегодня актуальна для всех стран-экспортеров. После падения цены на нефть с июльских максимумов почти в четыре раза, вопрос стал актуальным и для крупнейших стран-потребителей. Одни японцы цинично сказали: «Нам чем ниже — тем лучше!».

Есть интересная история, которую автор еще не рассказывал. Известно, что Буш-младший не очень сведущ в экономических вопросах. Но коллеги из других стран часто спрашивали его о причине постоянного роста цен на нефть в 2007 г. Ведь США — крупнейший ее потребитель, а сам Буш близок к техасским нефтяникам. После очередного такого вопроса в конце 2007 г. он дал указание создать комиссию, разобраться и доложить. После этого долго все было тихо, по крайней мере, автору не попадалось никакой информации о деятельности комиссии. Цены на нефть продолжали расти очень высокими темпами. Но в июне 2008 г. на Блумберге мелькнула новость о том, что комиссия наконец приступает к работе. Как и положено, новость сопровождалась комментарием аналититика. Никому не известный человек сказал, что заседать там особо нечего. Владеющие вопросом люди и так знают, что около 80% объема нефтяных фьючерных контрактов в системе Platts проходило через шесть известных всем американских банков. Именно они организовавали инвестиционные игры, обе
спечивавшие рост цен. Больше упоминаний об этой комиссии не встречалось. Видимо, сразу последовали оргвыводы. Они и развернувшийся кризис привели к тому, что нефть сегодня болтается в районе 40 долл. за барель.

Правда, теперь американцы понимают, что перестарались. Да, конечно, они добились достижения большой геополитической цели, ослабив Россию, Иран, Венесуэлу и других своих противников. Но пострадали и арабские партнеры, и лояльные страны-производители. От низких цен страдает и экономика самих США. Там ведь тоже добывается нефть. В выигрыше оказались Япония и Китай, что американцам сегодня совсем не выгодно. Но что теперь делать? Отменить банкротство Lehman Brothers или вернуть статус инвестиционного банка Goldman Sachs? Поздно.

ПОЛИГРАФИЯ И НЕФТЬ

А что, богатая тема для «Мэтра Полиграфии». Будет. Возможно. Года через два :-) Если припомнить времена самых высоких цен на нефть в первой половине 2008 г., то можно сказать, что объем полиграфических заказов в этот период не вырос, а скорее снизился к лету. Напрашивается вывод, что в краткосрочной перспективе цена на нефть на нашу отрасль влияния не оказывает. Но это было бы поспешное заключение. Просто в тот период работали высокие экспортные пошлины, и большая часть выручки нефтяников поступала в бюджет РФ.

Понятно, что сегодня от цены на нефть зависит вся наша экономика. Все, кто полагали, что чем дешевле, тем лучше для реального сектора, сегодня уже взяли свои слова обратно.

Когда же она повысится? Цена на нефть сегодня уже фактически не управляется ОПЕК, хотя еще три месяца назад снижение добычи нефти странами, входящими в картель, оказывало кратковременное влияние на цену. Причина в том, что, возможно, не все члены ОПЕК выполняют обязательства по сокращению экспорта. В такой ситуации практически последним фактором влияния остается публикуемая каждую среду информация об американских запасах нефти (EIA Petroleum Status Report). Если они сокращаются — цена имеет тенденцию к повышению. Проблема в том, что в США рецессия. Потребление нефтепродуктов в 2008 г. упало на 5,8%. Второй по объему потребитель черного золота — Китай — ожидает снижение темпов роста ВВП в 2009 г. По некоторым оценкам, до нуля. Так что рост цен на нефть последует только после радикального сокращения ее добычи в соответствии со складывающейся новой экономической географией.

Вот так все скучно.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства