НОМЕР 10 2008


 

 

 

 

 

 

Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">














Тема номера
Юрий
ЗАХАРЖЕВСКИЙ

КОЛОНКА ЗАХАРЖЕВСКОГО

В прошлом году в десятом номере шел разговор о технологиях, которые заменят печать. Пожалуй, в этот раз рассмотрим более близкую (по времени наступления) тему: о том, что с годами заменит обычный офсет. Свою роль сыграет и УФ-офсет, и, возможно, даже такие экзотические пока устройства, как офсетные машины с анилоксовой системой подачи краски (Gravuflow у KBA, Anicolor у Heidelberg). Но главная «угроза» традиционному офсету исходит, разумеется, от цифровой печати.

Согласно прогнозам некоторых производителей цифровой техники, через несколько лет должна сильно вырасти доля «корпоративной» печати. Разумеется, стоит признать, что в своих прогнозах они бывают чересчур категоричны. Как торжество коммунизма в 1980 г., так и торжество цифровой печати к 2008 г. не случились. (Правда, оказалось, что чересчур оптимистичные ожидания были связаны с не совсем правильно понятой, не разъясненной формулировкой ;-) Однако, что касается корпоративного сектора, стоит признать обоснованность оптимизма производителей.

Продаются многие тысячи цветных принтеров. Причем растет количество как банальных «лазерников», так и серьезных машин. Конечно, всегда можно сказать, что это не имеет отношения к настоящей полиграфии. Но подумайте: ведь они выполняют работу, которую лет пятнадцать назад выполняли типографии: бланки, квитанции, инструкции, прочая мелочь… Казалось бы, действительно мелочь, однако в то время прибыльность полиграфии была гораздо выше. Случайное совпадение? Показательно, что новый Акробат 9 имеет новшества в основном для офисных работников. То есть привлекать полиграфистов Adobe уже особо не старается. Зачем? Очевидно, корпоративный рынок стал для этой традиционно связанной с полиграфией компании более актуальным.

На прошедшей drupa появился принципиально новый павильон, предназначенный не для полиграфистов, а для их клиентов. В ноябре в Сокольниках прошла выставка On Demand Russia, посвященная цифровым технологиям в полиграфии. И здесь среди приглашенных также были работники банков, промышленных предприятий, медицинских и учебных заведений, министерств и ведомств.

Поставщики, в свою очередь, чутко реагируют на эту тенденцию: появляются отделы и дочерние компании, торгующие цифровым оборудованием. Будет или нет продана офсетная машина — по нынешним временам дело случая. А вот принтеры и МФУ худо-бедно, но продаются.

ЦИФРА И ПОСЛЕПЕЧАТЬ

Среди прочих цифровых печатных систем особое внимание уделяется струйным. Как и следовало ожидать, именно они стали магистральным направлением развития печатной техники. Причин для этого достаточно, но здесь касаться их не будем. По сравнению с другими ЦПМ струйники имеют еще и то преимущество, что сравнительно легко позволяют наращивать формат. В то время как большинство электрографических систем топчется на границе третьего формата, иногда покушаясь на второй, появились рулонные и листовые струйные системы с шириной печати более 70 и даже 90 см (не говоря уже о плоттерах). Это важно как при производстве книг и журналов, так и при производстве упаковки. Если этикетку в большинстве случаев можно печатать и на узкорулонных машинах, то для высечки картонных коробок, например, даже «маленькие» агрегаты имеют второй формат (правда, Kama выпустила новую высечку формата 530х400 мм. Возможно, именно для цифровой упаковки). Точно так же неудобно собирать книгу, журнал или каталог из отдельных листов или тетрадей по 4 или 8 страниц.

Да, существует послепечатное оборудование, предназначенное именно для работы с ЦПМ третьего формата. Но оно отстает от традиционного как по производительности, так и по «живучести». Особый разговор — качество. Как ни крути, в «тумбочке», предназначенной для работы с небольшой машиной, не упрячешь, например, серьезную линию КБС.

Для офсетных типографий, желающих заняться цифровой печатью, было бы очень желательно использовать для послепечатных операций оборудование, которое уже установлено (тем более что оно не всегда загружено). Прыжок струйных систем в большие форматы сразу же делает их актуальными для подобных типографий. И такой прыжок произошел на drupa: НР анонсировала перед выставкой устройство с шириной печати 762 мм, а на самом деле представила машину шириной 914 мм с устройством фальцовки. В общем, цифровая машина в привычном для офсетчиков режиме печатает газеты и книги.

Производители ЦПМ работают над повышением устойчивости тонеров к послепечатным операциям — фальцовке, биговке. В свою очередь, и производители послепечатного оборудования стали уделять внимание цифровикам. Например, появились пленки для горячего ламинирования именно цифровых отпечатков. Раньше при такой операции были проблемы из-за того, что клей не сочетался как с тонерами или чернилами, так и с цифровыми бумагами.

На выставке drupa сразу несколько компаний показали рабочие аппараты или прототипы устройств для УФ-лакирования с помощью струйной технологии — как в третьем, так и во втором формате. Преимущества таких систем не только в том, что цена не зависит от тиража, но и в том, что можно без форм делать выборочное лакирование очень мелких деталей. Более того: технология позволяет наносить разные слои лака на разных участках, и, следовательно, в перспективе возможно получение текстурированного лака, причем рисунок текстуры будет нанесен на изображение в точном соответствии с дизайнерским замыслом.

Помимо очевидной цели лакирования цифровых тиражей, устройства эти можно использовать и по-другому: для обработки части офсетного тиража. Как для продуктов разных ценовых категорий, так и в качестве пробы, чтобы определиться: уместен ли вообще лак на данном сюжете, а если уместен, то общий или выборочный. И какие именно детали нужно лакировать. Как видите, в данном случае уже цифровая послепечать оказывается вполне применимой в офсетной печати.

ПОСЛЕПЕЧАТНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Кризис заставляет искать ниши, в которых можно будет благополучно пережить тяжелые времена. Что бы там ни говорили маркетологи, искать такие ниши и делать клиенту особые предложения можно только в том случае, если есть технические условия для их воплощения. Если между типографиями нет технологических отличий, то конкуренция в конечном счете сводится к демпингу.

Чтобы выделиться на рынке, необходимо нечто такое, чего нет у конкурентов. И послепечатное оборудование в этом плане играет одну из решающих ролей. Именно оно позволяет из запечатанного листа сделать такое изделие, которое не сможет сделать соседняя типография. Разумеется, при этом надо понимать, что слишком специализированные устройства могут оказаться не загруженными.

Производители и поставщики подают нам пример того, как надо разумно и осторожно относиться к перспективам развития отрасли и заранее продумывать стратегию развития.














 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">




































© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены. Перепечатка возможна только
с письменного разрешения издательства