ЕСТЬ ПЕРВАЯ СОТНЯ
Если бы не кризис, надо было собраться в гадюшнике
каком, попить горячительных напитков. Отметить. Вспомнить...
Но так вышло, что сотый номер ГАРТ выходит на пике кризиса.
Бумажники и поставщики расходников пытаются получить свои деньги
от типографий, которые уныло дорабатывают декабрь, по привычке
называя это время «сезоном».
Нет, есть даже продажи печатных машин. Видимо
те, которые были запланированы еще год назад. Человек из одной
лизинговой компании рассказывал главному редактору, что у него
наоборот все стало существенно лучше на полиграфическом рынке.
И перспективы самые хорошие. Вроде знает, кто я, говорит, читает
журнал... Не верю я в то, что у кого-то где-то сегодня в полиграфии
все хорошо. Поставщик он или типография. Возможно, у некоторых
прибыль не хуже, чем в прошлом году. Но таких предприятий единицы.
Мне кажется.
Не может наша отрасль сегодня нормально работать.
Это надо признать. Ведь последние лет пять все строилось на
кредитах, а теперь их в прежнем виде уже нет. Многие банки в
ожидании девальвации просто прекратили безналичные платежи,
остановив тем самым часть производств.
Самое неприятное в этой истории, что страдают
все типографии, включая те, которые честно выполнили свои обязательства
перед поставщиками. Полагаю, многие владельцы в очередной раз
задаются вопросом: «А зачем все это? Продать все и уйти в нормальный
бизнес...» Поздно, господа. К сожалению, время ушло. Деваться
нам из этой подводной лодки уже некуда.
Да и нормального бизнеса вокруг сегодня тоже
нет. Остается только распил бюджетных денег, что в некотором
роде бизнес, но не нормальный. И я не знаю людей, котрые гордились
бы навыками его ведения. Особенно сейчас. Так что остаемся в
полиграфии, работаем над парусами и такелажем (как сказал один
из участников этого номера). Чтобы во всеоружии встретить подъем
рынка, который все равно случится.
Когда случится? Это хороший вопрос. Точно такой
же, как «Есть ли у нашего рынка дно?» По аналогии с фондовым
рынком. Все понимают, видимо, что дна еще не было. Полиграфию
частично спасает инерционность и сезонный характер. Так что
полиграфическое дно, по логике, можно ожидать в марте 2009 г.
Это при условии, что нефть все-таки поднимется в феврале хотя
бы до 60 долл.
В любом случае, текущий кризис в Москве и регионах
будет развиваться совсем по-разному. А там еще отличаться от
сектора к сектору. Возможно, локальные типографии станут у себя
побеждать «условных москвичей», но есть еще проблема доступности
хорошей бумаги. Доступности там, в регионах. Вот если ее там
не будет, то мы перенесемся на машине времени прямо в 1999 г.,
мне кажется. Но это вопрос к бумажным оптовикам. Смогут ли они
справиться в условиях такого кризиса? Про это — в следующем
номере.