ГДЕ БЕРУТ КАДРЫ?
Вопрос кадров в полиграфии на сегодняшний день один из самых важных и сложных. На приведенной ниже диаграмме показана оценка распределения работающих в полиграфии по этапам производства и по квалификации. Мы приводим доли в процентах. Чтобы определить абсолютные числа, можно, например, воспользоваться оценкой фирмы Heidelberg, в соответствии с которой в российской полиграфии работают 125 тыс. человек. Около 60 тыс. из них - в государственных типографиях, а остальные - в частных. Возможно, данная оценка несколько занижена, мы бы оценили общее количество работающих в 150 тыс.
За последнее время в полиграфии многое изменилось: типографии, включая очень большие, стараются зарабатывать дополнительные деньги, поэтому создают у себя дизайн-бюро и большие отделы допечатной подготовки. Нельзя забывать и об очень большом количестве рекламных агентств и фирм-посредников. Это непосредственные и подчас очень активные участники рынка полиграфических услуг, особенно в регионах.
По оценкам фирмы Heidelberg, объем производства полиграфической продукции в России составляет более 1,5 млрд долл. в год - то есть 10-12 тыс. долл. на одного работающего. Это большой и, как неоднократно говорилось, стабильный рынок. А работающие на нем специалисты - люди с достаточно высокими доходами. Каковы же их перспективы? И откуда берутся люди, которые названы на диаграмме главными специалистами? Как происходит перемещение по служебной лестнице, переход из одного кольца в другое?
Вот вопросы, ответы на которые нам и хотелось бы получить в процессе обсуждения.
Начать можно с того, что сегодня большинство руководителей успешных частных типографий - неполиграфисты. Большими репроцентрами и отделами допечатной подготовки также руководят люди, закончившие самые разные технические институты. В чем причина этого?
Нам кажется в том, что однажды уже был серьезный кризис кадров. Учебные заведения не успели за развитием новых технологий. Случилось это на рубеже 80-90-х гг. Технологии допечатной подготовки, например, сделали тогда резкий скачок вперед. Образовался вакуум, и чтобы его заполнить, в полиграфию были призваны просто технически грамотные люди. Во многих случаях, правда, они были специалистами по компьютерам и верстке. Им пришлось самим изучать необходимую часть технологического процесса, начиная от языка Postscript, заканчивая растрированием, линеаризацией, оптической плотностью и экспонированием пластин. В дальнейшем это оказался критический для типографии участок, с точки зрения обеспечения высокого качества печатной продукции. Люди постепенно научились решать проблемы, лежащие на стыке допечатной подготовки и технологии офсетной печати. Через несколько лет они выросли и заняли ключевые должности в больших и малых частных и государственных типографиях.
Сегодняшняя ситуация с кадрами на рынке офсетной печати не такая острая: их можно сманить у конкурентов, и есть свои опытные специалисты, способные обучать молодежь.
Однако успокаиваться рано. Проблема кадров в секторе узкорулонной флексографской печати, возможно, демонстрирует тревожные перспективы отрасли в целом. Очень высокие темпы развития в течение последних трех лет, появление новых производств и расширение существующих потребовали многократного увеличения количества специалистов. Взять их просто неоткуда и, по рассказам руководителей ведущих предприятий, подготовкой кадров они занимаются сами, по своим методикам. Ситуация усугублена тем, что теоретические основы флексографского способа печати не так хорошо проработаны. Обучаемые, кстати, совсем необязательно имеют полиграфическое образование.
Безусловно, ситуация, сложившаяся во флексографии - крайность. Вопрос в том, куда движется вся российская полиграфия? Она уже была в этом крайнем состоянии и теперь от него удаляется или скоро опять окажется в том же положении?
Мы постарались лишь коротко обрисовать существующую проблему. О ней же, как нам кажется, говорил в интервью и Я. Соскин. Приглашаем читателей к участию в обсуждении.