В последнее время руководители многих фирм пытаются предсказать пути развития полиграфии. Они много рассуждают о том, куда она движется, и предлагают различные варианты «как». С некоторыми можно согласиться, правда, на наш взгляд, все несколько проще. «Куда?» - туда, куда требуют становящиеся все более избалованными клиенты. «Как?» - так, как позволят производители оборудования, которые обещают золотые горы, но не всегда выполняют свои обещания.
HEIDELBERG
В последний день февраля открылась выставка On Demand. Главным докладчиком на открытии был Председатель правления Heidelberg Бернхард Шрайер. Возможно, это была одна из самых интересных речей, произнесенных за последнее время. Темой стали перспективы развития полиграфии на ближайшие десять лет. Вот несколько наиболее любопытных, на наш взгляд, мыслей. Цифровые технологии - это будущее полиграфии, и уже понятно, что без их применения типографии не смогут выжить. Главный вопрос сегодня - когда и каким образом цифровая печать должна быть интегрирована в производственный процесс конкретной типографии? Вместо того, чтобы вытеснить печатную продукцию, развитие новых видов коммуникаций будет создавать дополнительный спрос на нее. Правда, требования постепенно изменятся. Тиражи будут меньше, целевые аудитории - уже. Очень высокими темпами будет расти потребность в персонализированной продукции.
Тот факт, что переход на новые технологии потребует перестройки в существующих типографиях, ни у кого не вызывает сомнения. Очевидной станет необходимость дополнительных средств и персонала для работы, например, с базами данных. Типографии должны будут преобразоваться из промышленных предприятий в организации, занимающиеся обслуживанием клиентов. Формы сотрудничества с заказчиками должны стать намного более разнообразными. Сервис-центрам, которые и так уже работают непосредственно с клиентами, придется расширить перечень услуг, включив туда новые. Типографии же, никогда не общавшиеся с конечными заказчиками печатной продукции и занимавшиеся печатью как промышленным производством, будут вынуждены начать работать с новыми клиентами, а чтобы удержать старых - предлагать новые услуги. С переходом от промышленного производства к оказанию услуг появится то, от чего традиционные типографии практически отвыкли - в несколько раз более высокая норма прибыли. К этому тоже придется привыкать, по мнению Б. Шрайера, заново.
Отношение к приобретению цифровых печатных машин, считает руководитель Heidelberg, схоже с выбором подарка на юбилей. Сначала не очень понятно, зачем он нужен, но ясно, что он должен быть дорогим и не покупать его нельзя.
В этом году внезапно выяснилось, что многие успешные бизнес-проекты начаты в марте. Ночная жизнь полиграфической тусовки в связи с этим была довольно активной. Более трехсот человек собрал праздник группы компаний «Регент». Нам хотелось бы еще раз поздравить А. Высоткину и всех сотрудников «Регент» с десятилетием фирмы.
|
Возвращаясь к российскому рынку: 6 апреля исполняется пять лет компании «Гейдельберг СНГ», которая в конце марта сообщила о финансовых результатах 2000 г. Оборот фирмы с апреля 2000 г. по март 2001 г. превысил 65 млн евро, что на 70% больше, чем в прошлом году. В качестве самых успешных проектов названы: типография «Черноголовка» (о ней мы рассказывали в предыдущем номере ГАРТ), московская типография «Гознак» и типография «АвтоВАЗ» в Тольятти. Всего было поставлено 250 печатных секций листовых машин Heidelberg, более 120 единиц допечатного оборудования, в том числе 30 сканеров и фотовыводных устройств, более 130 единиц послепечатного оборудования, в числе которых 51 резальная машина Polar. В этом году ожидается установка тысячной печатной секции Heidelberg в странах СНГ.
Кроме офсетных печатных машин, «Гейдельберг СНГ» активно продвигает и узкорулонные машины. За прошедший год было поставлено 12 рулонных машин Arsoma/Gallus. Особое значение имела установка в красноярской типографии «Ситалл» флексографской машины с шириной рулона 41 см.
«Гейдельберг СНГ» уделяет большое внимание небольшим типографиям. Более 50 таких фирм приобрели в прошедшем году печатные машины (в основном GTO 52). Многие типографии приобрели технику Heidelberg через лизинговые компании. Кроме того, как московские, так и региональные типографии берут технику Heidelberg в аренду (машины Printmaster QM46).
Большие планы у «Гейдельберг СНГ» и по работе на рынке восстановленного оборудования. Мощности московского завода «Гейдельберг-ремонт» загружены, а спрос на восстановленные машины остается высоким, поэтому в 2001 г. планируется строительство нового производства в г. Ейск.
Основной же задачей на сегодняшний день является развитие Центра поддержки клиентов «Гейдельберг СНГ», который обеспечивает сервис и поставку запасных частей. В нем уже сейчас работают 60 специалистов, и он будет расширяться дальше. Сформированы региональные «Центры поддержки» в Самаре, Новосибирске и Екатеринбурге. Много внимания уделяется развитию сервисных служб на базе представительства Heidelberg в странах СНГ.
MAN ROLAND
Второй по величине производитель полиграфического оборудования объявил о результатах завершившегося финансового года. Строго по плану, как и было обещано, объем продаж за шесть месяцев превысил 1 млрд евро.
Кроме того, немецкая фирма распространила результаты исследования мирового рынка рулонной печати. Они говорят о том, что перспективы ее развития самые радужные. Финансовые показатели 2000 г., в том числе объем находящихся в производстве MAN Roland рулонных печатных машин, также подтверждают это.
MAN Roland является крупнейшим производителем рулонных печатных машин и уделяет много внимания организации производства, продаж и сервиса. В частности, завод MAN Plamag, находящийся на территории бывшей ГДР, становится в большей степени интегрированным в структуру фирмы, и теперь будет выступать под именем MAN Roland. Изменились и зоны ответственности подразделений по рынку сбыта и сервису. Напомним, что не так давно MAN Roland заключил также партнерское соглашение с одной из индийских фирм-производителей недорогих офсетных рулонных машин.
XEROX
Объявленная программа реструктуризации и продажи активов продолжается. В конце марта фирма Xerox сообщила о сделке с корпорацией Fujifilm по продаже 25% из 50-процентной доли своего участия в Fuji Xerox. Теперь эта сделка на сумму около $1,3 млрд долл., о перспективах которой Xerox заявил уже давно, совершена. Очень важно, что компании остаются равноправными партнерами и в этом году предполагают инвестировать в научные исследования более 715 млн долл. В перспективе Xerox возлагает все надежды на главный продукт - ЦПМ следующего поколения FutureColor, предназначенную для полиграфического рынка. Первые испытания машины ожидаются уже в конце этого года, а продажи начнутся в 2002 г.
Энн М. Малкэй
Президент и Управляющий Xerox Corporation
«Хотя мы и сокращаем расходы корпорации, но наши инвестиции в технологии цветной печати растут - потому что это инвестиции в будущее».
|
Президент Xerox Энн М. Малкэй на этот раз объявила о новой стратегии фирмы, которая заключается в том, что во всех секторах рынка печати документов Xerox должен предложить цветные устройства. В 2000 г. оборот Xerox от продажи цветных печатающих устройств составил более 3 млрд долл. В 1997 г. он был вдвое меньше. Такой рост демонстрирует, в первую очередь, успех цифровых печатных устройств DocuColor и принтеров Tektronix. По оценкам Xerox, фирме принадлежит 70% рынка оборудования для цифровой печати и второе место с долей 25% на рынке офисных цветных принтеров.
В качестве демонстрации того, что крупные корпорации начали работать на рынке цветных документов, Э. Малкэй приводит пример фирмы Edward Jones, которая приобрела недавно 5 тыс. цветных принтеров Phaser.
В стремлении иметь возможность предложить клиентам самое высокопроизводительное оборудование для цветной цифровой печати, фирма Xerox заключила соглашение с Scitex Digital Printing - производителем систем струйной печати. Это рулонные машины с производительностью 2000 страниц в минуту и поддержкой переменных данных. Первая машина уже продана в Швецию. Видимо, следующие не заставят себя долго ждать.