|
Галина Михайловна
РАММ
«Рамм»
Финансовый директор
|
ГАРТ: Галина Михайловна, Ваша фирма специализируется только на этикеточной продукции?
Г. Р.: Да, «Рамм» - специализированное производство самоклеящейся этикетки на узкорулонных машинах. С 1993 г. мы занимались именно этикеткой. Начали с машин высокой печати - тогда это был оптимальный выбор: они позволяли справиться с существовавшей загрузкой и обеспечивали требовавшееся в то время качество. Постепенно мы переоснащались, но несколько тех первых машин работают у нас до сих пор.
Мы печатаем самые разнообразные виды этикеток, и я не могу выделить какой-нибудь из них в качестве основного. У нас есть очень крупные клиенты, например, мясоперерабатывающие комбинаты, заказывающие до ста видов этикеток.
С многими клиентами у нас очень тесные отношения, фактически мы являемся частью их производства. Именно поэтому у нас самые высокие внутренние требования к качеству выполнения заказов и соблюдению сроков.
ГАРТ: У Вас есть сложившийся круг заказчиков. Почему Вы не занимаетесь другими видами продукции?
Г. Р.: Да, возможности нашего оборудования позволяют выпускать не только этикетку. И многим нашим заказчикам нужна, например, и упаковка, но рынки этикетки и упаковки - разные, и у каждого свои перспективы. Наши перспективы как этикеточного производства намного лучше, чем упаковочного.
ГАРТ: Потому что рынок этикетки быстрее развивается?
Г. Р.: Не только. По сравнению с упаковкой производство этикеток объективно сложнее, оно требует очень глубоких знаний технологии и большого опыта. Многие компании, которые пытались заниматься этикеткой, не справились с проблемами и ушли в упаковку. Но там выше конкуренция и ниже маржа.
Специализация производства в России и в Европе - совершенно разные понятия. Западная модель подразумевает узкую специализацию, и вместо такого предприятия, как наше, там функционирует несколько специализированных. В России у специализированного производства должно быть все свое. По технологическому уровню «Рамм» на сегодняшний день превосходит аналогичные европейские производства, благодаря тому, что мы все делали и делаем сами. Начиная с дизайна и допечатной подготовки, каждая этикетка создается под конкретную технологию, машину и материал. Это и обеспечивает самое высокое качество.
Опять же, если на Западе все заказчики уже стали прагматиками и не пытаются создать и воплотить в жизнь какой-нибудь «супернавороченный» дизайн, то наши заказчики только ощутили, какой эффект дает красивая этикетка, и нам приходится удовлетворять их фантазии. Сегодня две трети продукции печатается УФ-отверждаемыми красками, что дает нам неоспоримые преимущества в качестве. Мы очень много экспериментируем с новыми материалами, которые заказчику, как правило, нравятся. Вообще, заказчик всегда прав, по этому принципу мы и живем.
ГАРТ: Что можно сказать о Вашем оборудовании?
Г. Р.: Мы постепенно заменили весь парк, купив новые машины. Наш принцип по отношению к закупкам оборудования очень прост и эффективен: пока не загружены на 100% имеющиеся мощности, новое оборудование мы не покупаем. Последние приобретения - Nilpeter и Gallus. Общая площадь нашего здания 2,5 тыс. м2, производство занимает около 1,5 тыс. м2, и для дальнейшего расширения производства площади уже не хватает.
В настоящее время, я считаю, мы переживаем «болезнь роста». Производство серьезно увеличилось, возросло число заказов, соответственно увеличился штат до 200 человек. В результате возникли проблемы с управлением производством. Так что перед тем, как приобретать новое оборудование, мы должны сначала сами себя «перестроить». Это одна из приоритетных задач на ближайшее время.
ГАРТ: Каково Ваше отношение к цифровым печатным машинам?
Г. Р.: Поставщик предлагал нам оборудование для цифровой печати на исключительно выгодных условиях, но мы пока отказались. Безусловно, со временем такое оборудование будет приобретено. Но на сегодняшний день себестоимость расходных материалов пока очень высока, да и рынок малотиражной продукции в России отсутствует. Наши заказчики сталкиваются, конечно, с необходимостью впечатывать переменную информацию в этикетки, но эта проблема решается намного меньшими инвестициями в специализированное оборудование, которое устанавливается непосредственно у заказчика. Мы стараемся помочь ему с выбором и наладкой такого оборудования, оказываем консультационные услуги.
ГАРТ: Все флексографские производства жалуются на дефицит квалифицированных кадров. А как дела у Вас?
Г. Р.: Каждая типография учится во многом методом «проб и ошибок», ведь узкорулонная печать - пока не такая отработанная технология, как офсет. Нет достаточной теоретической базы. Мы не полиграфисты, и когда начинали, до всего доходили сами. Люди, имеющие опыт работы во флексографии, ценятся очень высоко, и у любого флексографского производства есть проблема с кадрами. Мы предпочитаем не брать на работу профессиональных полиграфистов. Берем просто толковых людей и учим их сами. Подготовка наших печатников такова, что их сманивают от нас конкуренты на более высокую зарплату, но уже не печатниками, а технологами. Правда, у нас очень хороший коллектив, и мы - стабильная фирма. Многие из тех, кто от нас уходил, казалось бы, на более выгодные условия, потом жалели.
ГАРТ: А что можно сказать о конкурентах «Рамм»?
Г. Р.: Конечно, у нас есть конкуренты. Правда, самых больших игроков на рынке рулонной печати этикеток в России можно пересчитать по пальцам одной руки. Но если раньше мы были далеко впереди всех по качеству и технологиям, то теперь нельзя не признать, что с развитием рынка улучшается техническая база конкурентов, и они начинают сокращать разрыв. Новые игроки тоже приходят, и им есть что делать - ведь рынок рулонной печати этикеток имеет очень большие перспективы. Если судить по Европе и США, то перспективы просто фантастические.
ГАРТ: Известно, что самый большой рынок этикетки - напитки. Водочная этикетка, например, делается иногда на самоклейке.
Г. Р.: Конкретно водочная этикетка составляет в нашей загрузке очень малую долю. По двум причинам: самоклеящиеся этикетки применяются пока только для элитных сортов водки, объем производства которых невелик, и производители водки привыкли заказывать эти этикетки за границей. В перспективе это очень большой рынок. Через два–три года наше присутствие на нем расширится, но пока мы не стремимся ломать традиционные барьеры, нам хватает имеющейся загрузки. Мы работаем на перспективу, экспериментируем. Сейчас, например, в работе прозрачные самоклеящиеся этикетки для водки «ОСТ-Алко».