GART
Издательство «Курсив»?рустальный ?арзан?лексо ?люс?акет?урсив?арт?здательство ??урсив?
 

Обложка текущего номера


 
Архив
 
Поиск
 
Обсуждение
 
Об издании
 
Подписка
 
Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">
Тема номера

Давайте посчитаем

Сегодня практически все пытаются оценивать рынки различной продукции. Кому нужны эти оценки? Конечно, людям, которые работают на конкретном рынке: производят продукцию, поставляют оборудование и материалы. Обычно результаты предлагаются как окончательные, однако, как правило, многие с ними не согласны.

Мы тоже попробовали оценить российский рынок этикеточной продукции 2000 г. Постараемся изложить методику своей оценки, чтобы желающие могли все пересчитать на основе собственных данных. Надо сказать, что полученные нами результаты не совпадают с результатами других исследований.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК РАСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ЭТИКЕТКИ В 2000 г.

Потребление этикеточной бумаги
Всего в 2000 г.: 35 тыс. т
Из них металлизированной: 5 тыс. т

Потребление самоклеящихся материалов
Всего в 2000 г.: 50 млн м2
Из них рулонных: 37 млн м2

Прежде всего для правильной оценки важна достоверность первичной информации - данных, на которых все основывается. Для получения объективных данных нам пришлось поговорить с многими авторитетными участниками рынка, и по каждой позиции мы получили несколько разных оценок. Приведенные нами цифры, тем не менее, не являются средним арифметическим. Это наши оценки, которые могут не всегда совпадать с другими.

Этикеточный рынок, возможно, легче оценивать по сравнению с рынками другой печатной продукции. Причина в том, что есть два критерия оценки: объемы потребления этикетированных продуктов и объемы потребления запечатываемых материалов. Мы не смогли найти объективную информацию по объему импорта этикеток, но большинство источников говорят о том, что импорт и сухих, и самоклеящихся этикеток составляет около 30% от общего объема потребления.

СООТНОШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЭТИКЕТОК
НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
2000 г.

ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ЭТИКЕТКАХ 22 МЛРД ШТУК (ОЦЕНКА ГАРТ)

Рынок запечатываемых материалов для этикеток, в особенности самоклеящихся, достаточно закрытый. А объемы импорта - основные исходные данные нашего исследования. Поставщики очень неохотно делятся цифрами, но кроме них есть еще и потребители материалов. В результате мы взяли на себя смелость предложить свои данные, приведенные на этой странице. Надо отметить, что 13 млн м2, отводимые нами на импорт листовых самоклеящихся материалов, включают только материалы, на которых печатается этикетка. Общий объем импорта листовой самоклейки на самом деле больше.

Попробуем оценить количество потребляемых населением этикетированных продуктов. Для полиграфиста количество абстрактных этикеток не несет практически никакой информации, поэтому мы назовем эти этикетки «условными». Посчитать их общее количество можно различными способами, в ГАРТ № 3 за прошлый год мы обсуждали с Е. Марголиным возможные варианты. Исходной информацией может стать отчет Госкомстат об объемах производства пищевой продукции в 2000 г. Желающие могут поэкспериментировать с цифрами, приведенными на с. 9. Из них можно получить от 15 до 18 млрд бутылок, которые, соответственно, должны быть этикетированы. Кроме напитков, в России производится около 3 млрд банок консервов. Другие продукты, требующие этикеток и не учитываемые в отчете, составляют не менее 2–3 млрд. Всего общая потребность в этикетке составляет от 20 до 24 млрд штук в год.

СООТНОШЕНИЕ ПРОДАЖ ЭТИКЕТОК
НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
2000 г.

ОБЩИЙ ОБЪЕМ РЫНКА ЭТИКЕТКИ 230 МЛН ДОЛЛ (ОЦЕНКА ГАРТ)

Для того, чтобы сравнить производство этикеток различными способами, объемы этикеточной бумаги необходимо пересчитать в м2. Общий объем запечатываемых материалов составит около 450 млн м2 в год. Средняя площадь производимой в России той самой одной «условной этикетки» примерно 0,03 м2. Такая большая средняя площадь говорит о том, что какие-то из исходных данных были неверными. Так как мы уверены в объемах импорта материалов, ошибка закралась все-таки в объемы импорта этикеточной продукции.

Теперь поясним. В расчетах мы исходили из того, что в среднем отходы в производстве этикетки составляют 15%, а цена продажи изготовленной этикетки составляет цену материалов, умноженную на 1,5–1,8 в зависимости от сложности послепечатной обработки. Возможно, эти параметры отличаются для разных конкретных предприятий, но для получения общей оценки они вполне подходят. Важно то, что приведенное на диаграмме соотношение стоимости потребляемых этикеток в России включает в себя стоимость расходных материалов. Это не стоимость услуг, как считается в других обзорах рынка - это деньги, которые заказчик платит типографии за готовую продукцию, включая материалы, на которых она напечатана.

 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">

ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА НАПИТКОВ В РОССИИ
В 2000 г.
(тыс. дкл)

По сравнению с 1999 г. объемы производства напитков в России в 2000 г. изменились. Как это ни странно, на 9% сократилось производство водки. Тем не менее, оно все еще составляет почти 2,5 млрд бутылок в год. Интересно, что около 7% из них - доля завода «Кристалл».

Производство пива в России выросло на 22%. Пивоваренные компании являются главными потребителями сухой этикетки на российском рынке. Основные объемы принадлежат, конечно, крупнейшим производителям, а не маленьким пивзаводам. Может, это и кажется спорным, но доля компании «Балтика» в российском производстве пива составляет почти 20%.

Объем производства безалкогольных напитков вырос по сравнению с 1999 г. на 17%. Более половины всех напитков производится на предприятиях Coca-Cola и Pepsi-Cola. Интересно, что этикетка для разливаемых в ПЭТ-бутылки напитков этих производителей печатается не офсетным способом, а на широкорулонной флексографской машине.

 
© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены.
Перепечатка возможна только с письменного разрешения издательства