|
Александр
АМАНГЕЛЬДЫЕВ
Издательство «Курсив»
Главный редактор
|
ГАРТ: Александр, каким был для Вас 2000 г.? Как он складывался для издательства «Курсив»?
А. А.: В целом, год был одним из самых успешных. «Заработали» несколько новых направлений, среди них - издания, Интернет-сайты, другие проекты. Одним из очень важных для нас является организация российской экспозиции на выставке «Упаковка-УпакИталия».
ГАРТ: Издательство «Курсив» стало организатором российской части экспозиции выставки «Упаковка-2000». С чем это связано?
А. А.: Традиционно выставки упаковочной тематики в нашей стране относятся скорее к полиграфическим. Причины такой ситуации сейчас уже трудно проанализировать, ее следует принять как должное. Соответственно, когда нам два года назад предложили принять участие в организации российской экспозиции выставки «Упаковка-99», мы решили согласиться даже не очень раздумывая. Однако в процессе работы выяснялось, что наше представление об упаковочном рынке как о полиграфическом не совсем соответствует действительности.
Необходимо отметить, что владельцем и главным организатором выставки «Упаковка» является крупнейшая немецкая выставочная компания Messe Dusseldorf, организатор всемирно известных выставок Interpack и Drupa. Ориентируясь на список зарубежных участников, а также на тематику крупнейших упаковочных шоу, как Interpack или Ipack-Ima, мы предприняли определенные усилия по привлечению участников упаковочного рынка, не связанных с полиграфией. И это принесло свои плоды. На выставке «Упаковка» главную роль играют компании, занимающиеся упаковочным машиностроением или производством современных видов упаковки. К сожалению, пока в большинстве своем это иностранные фирмы, привлекаемые Messe Dusseldorf. Эта организация имеет большой опыт и налаженные связи со всеми ведущими упаковочными компаниями мира.
ГАРТ: Что Вы можете сказать о российских участниках выставки?
А. А.: По результатам двух прошедших выставок можно сделать вывод, что российская упаковочная промышленность развивается очень быстрыми темпами. Представленное оборудование вполне конкурентоспособно, продается, видимо, не хуже импортного. Разве что уровень автоматизации, может быть, несколько ниже, чем у зарубежных аналогов.
Если говорить о российских производителях готовой упаковки, то здесь ситуация еще лучше. Их продукция ничем не уступает упаковке, произведенной в ведущих зарубежных странах.
В 1999 г. российские фирмы еще настороженно относились к выставке «Упаковка», в 2000 г. ситуация изменилась. По результатам анкетирования, проведенного нами на этой выставке, можно сделать вывод, что практически все российские участники удовлетворены результатами и готовы в будущем году снова принять участие и даже увеличить свои экспозиционные площади.
ГАРТ: В чем особенность выставки «Упаковка»? Чем она отличается от «Росупак»?
А. А.: Я считаю, что «Упаковка» - действительно упаковочная выставка. И хотя номинально упаковочной отрасли промышленности в нашей стране не существует, тем не менее, нельзя упаковку рассматривать как часть полиграфии. Она совсем другая. Пересечений упаковки и полиграфии существенно меньше, чем различий.
Можно также отметить, что «Упаковка» впервые провозгласила ключевым направлением своей тематики конвертинг. И хотя далеко не все в этом направлении удалось сделать, тем не менее, это еще одно важное отличие «Упаковки» от других выставок.
Ни одного крупного участника «Росупак» нет на «Упаковке» и наоборот. Связано это, скорее всего, с тем, что «Росупак» позиционируется организаторами и воспринимается участниками как выставка полиграфическая. Достаточно посмотреть на состав участников «Росупак», чтобы сделать вывод: больше чем наполовину повторяется экспозиция «ПолиграфИнтер». Возможно, это связано с тем, что КВЦ «Сокольники» (организатор «Росупак») проводит несколько полиграфических выставок и собирать полиграфическую экспозицию ему проще. Естественно, что самыми крупными участниками этой выставки становятся такие известные полиграфические компании, как ХГС, «Вариант», YAM International, «Нисса» и целый ряд других. В «Упаковке» никто из них не участвует.
ГАРТ: А посетители тоже разные?
А. А.: Да, в составе посетителей тоже большие различия: если на «Росупак» больше полиграфистов, дизайнеров, специалистов по печатной рекламе, то на «Упаковке» это руководители и специалисты больших компаний, крупные товаропроизводители, работники упаковочных фирм и серьезных PR-агентств.
ГАРТ: Ежегодно в Москве проходит довольно много специализированных выставок полиграфической и упаковочной тематики. Достаточно ли их?
А. А.: Даже при беглом подсчете их никак не меньше пяти, а с учетом небольших - больше десятка. Хорошо это или плохо? Ответ неоднозначный. С одной стороны, это плохо: столь большое число выставок (они проходят практически каждый месяц) приводит к тому, что участники выбирают для себя лишь часть из них, и все выставки от этого проигрывают в представительности. С другой стороны, постепенно происходит специализация (на услугах, оборудовании, материалах, дизайне и т. д.), что позволяет посетителям легче в них ориентироваться и не тратить лишнее время на посещение экспозиций, где интерес для них представляют один-два стенда.
Постепенно ситуация должна прийти к международной норме, когда крупная выставка проходит относительно редко (один раз в 3–4 года), а мелкие узкоспециализированные - достаточно часто.
В России крупные полиграфические выставки проходят ежегодно, но есть ощущение, что их не хватает. Во всяком случае, желающих участвовать оказывается больше, чем может вместить выставочный комплекс.
Думаю, что рынок пока полностью не сформировался и все еще открыт для новых выставок. С другой стороны, это косвенно говорит о том, что выставочный бизнес в России на подъеме и наличие больших специализированных выставок, которые не могут удовлетворить все заявки на площадь, этому способствует. Я считаю, что несмотря на большое число упаковочных выставок в нашей стране потребность в них пока достаточно ярко выражена. Поэтому можно считать нормальным, что крупные выставки упаковочной тематики будут проходить в Москве два-три раза в год. Раз есть спрос, должно быть и предложение. Что касается посетителей, то и в них, видимо, недостатка не будет, ведь упаковка - остается одной из наиболее динамично развивающихся отраслей промышленности.