GART
Издательство «Курсив»?рустальный ?арзан?лексо ?люс?акет?урсив?арт?здательство ??урсив?
 

Обложка текущего номера


 
Архив
 
Поиск
 
Обсуждение
 
Об издании
 
Подписка
 
Реклама

 

">" border="0">

">" border="0">
Тема номера

Нина Викторовна
ШАПИНОВА
Ассоциация флексографской печати России
Вице-президент

ГАРТ: Нина Викторовна, флексография - очень модная тема сегодня. Одни считают ее будущим полиграфии, другие - временным увлечением, которое скоро пройдет. А что, собственно, представляет собой этот способ? В чем его особенности?

Н.Ш.: Флексография - довольно новый способ печати, ему нет и ста лет. Однако, в «молодости» он себя скомпрометировал: все мы помним блеклые краски на картонных коробках и треугольных молочных пакетах, расплывчатые изображения на конфетных фантиках. Все это флексография, или, как ее называли раньше, анилиновая печать. Резиновые формы, жидкие краски, очень простые печатные машины.

Однако уже тогда ее достоинства были несомненными - она позволяла очень дешево печатать огромные тиражи на самых разных материалах: пленках, фольге, грубых сортах картона и гофрокартона и т. д. А самое главное - многие флексографские краски можно применять для пищевой упаковки. Совокупность этих свойств и делает флексографию незаменимой для печати на упаковке и этикетках.

Развитие флексографии в Европе и США началось в 60-е годы - с ростом потребительского рынка, когда на первый план вышла рекламная функция упаковки товаров. Если качество полиграфического воспроизведения в целом за последние 30–40 лет повысилось весьма существенно, то во флексографии за 15 лет оно сделало огромный скачок. Сегодня благодаря появлению новых формных материалов и красок качество флексографии достигло качества хорошей офсетной печати. И способ продолжает развиваться.

Недавняя выставка Drupa прошла, можно сказать, под флагом флексографии: практически все ведущие производители оборудования и материалов представили свои новинки для этого способа.

ГАРТ: Можно ли привести какие-то данные о рынке в Европе и у нас?

Н.Ш.: Статистика, как сказал Бисмарк - очень большая ложь. Тем не менее: в Европе насчитывается 5500 предприятий, использующих флексографскую печать. Установлено 12 тыс. печатных машин, которые запечатывают ежегодно около 80 млн м2 различных материалов. Ежегодный рост составляет 5%. По данным Европейской флексографской технической ассоциации, флексографским способом запечатывается более 25% всей упаковочной продукции. По мнению ведущих специалистов, к 2005 г. доля флексографии превысит долю офсета, как в середине 90-х гг. была отодвинута на второй план глубокая печать. Нельзя не отметить, что в США и Италии флексография успешно применяется в газетном производстве.

Россия отстает от Запада на пару десятков лет - у нас настоящий потребительский рынок только начинает развиваться. Соответственно и флексография: производство упаковки и этикеток активизировалось только после кризиса. Тем не менее, флексографские предприятия существовали и в доперестроечное время, многие успешно работают и сейчас. Некоторые из них являются частью крупных пищевых комбинатов, другие, как, например, Московский картонажно-полиграфический комбинат, производят упаковку на заказ. По нашим данным, в России и СНГ насчитывается около 500 предприятий, использующих флексографию. К сожалению, об объемах производства можно только догадываться, но упаковка для многих всемирных брэндов уже давно производится у нас.

В последнее время ежегодно в России появляются 20–30 новых предприятий, печатающих упаковку и этикетки. Большая часть из них оснащена узкорулонными машинами, предназначенными для производства этикеток и мелкой упаковки. Значительно меньше предприятий, печатающих гибкую упаковку на широкорулонных машинах. Эта техника гораздо более производительная и, соответственно, более дорогая - в несколько раз.

ГАРТ: Оборудование, конечно, импортное?

Н.Ш.: Что касается флексографского оборудования, то оно и в СССР серийно не выпускалось. Были конструкторские разработки и опытные образцы. Сейчас несколько российских фирм, в том числе «Флексопак», выпускают несложные машины для печати на картоне. Машины для печати гибкой упаковки - только импортные. Завозим и такую технику, как ламинаторы, формное оборудование (кстати, совсем не сложное). Зато есть производство вырубных штампов - на базе бывших закрытых НИИ. Есть фирма «Альфа» - производитель лазерных систем для экспонирования маскированных флексографских форм. Кстати, изготовителей аналогичных систем во всем мире можно пересчитать по пальцам. Так что кое в чем мы не позади планеты всей.

ГАРТ: Чем вызван такой интерес к производству упаковки?

Н.Ш.: Естественно, оживление рынка и рост спроса на отечественные товары влечет за собой рост производства упаковки для этих товаров. Не секрет, что мечта почти любой типографии - получить постоянный заказ на печать упаковки или этикеток. Есть примеры, когда книжные типографии приобретали специализированные узкорулонные машины для печати этикеток.

На самом деле, по моему мнению, корень этого интереса куда глубже. Подспудно почти каждый полиграфист понимает, что рано или поздно (лучше, конечно, попозже!) почти все издания - книги, журналы, газеты - уйдут в Интернет или перейдут в какую-либо виртуальную форму хранения информации с выдачей ее по конкретному требованию. Таким образом, главным видом печатной продукции станет упаковка - пока трудно предположить, как можно ее сделать «непечатной», если можно так выразиться. Поэтому готовиться к такому повороту событий следует уже сейчас, что мы и наблюдаем на ведущих полиграфических выставках - от Drupa до «ПолиграфИнтер».

 

">" border="0">

 

">" border="0">

 

">" border="0">

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА ГИБКОЙ УПАКОВКИ
в мире по видам печати, %%

 
© 2000-2009 Издательство «Курсив»

Все права защищены.
Перепечатка возможна только с письменного разрешения издательства